Найти в Дзене
Что могут короли...

Кайзер Вильгельм II: путь в сторону 1914 года.

Германский император и король Пруссии Вильгельм II, был весьма узнаваемой фигурой времен Первой мировой войны. Это была одна из знаковых фигур. Его жизнь как и жизнь многих современников, ряда монархов, тяжелейшего периода мировой истории, включавшая восхождение во власть, отречение отречение от престола в военное время и, наконец, изгнание, само по себе притягивает внимание.

Какова была роль Вильгельма II в начале Первой мировой войны? Эта тема вечна и дискуссионна.

***

Конечно, споры о том, кто или что вызвало Первую мировую войну, будут бушевать между историками и историографами долгие годы. Но среди самых непосредственных и легко отслеживаемых причин было убийство эрцгерцога Франца Фердинанда.

Однако к причинам также можно отнести вспышку империализма в сознании многих современников. Перед Первой мировой войной несколько европейских стран в процессе реализации своих национальных интересов и территориальных устремлений предъявили претензии на территории в Африке и некоторых частях Азии, что послужило предметом для начавшегося раздора.

Напряженность в Европе накалялась, поскольку разные страны решали, кто имел право использовать эти территории в своих интересах. Растущая конфронтация взглядов и стремление к укреплению, росту империй привели к усилению звучания милитаристких нот вместо желание депломатического решения вопросов, что в конечном счете помогло втолкнуть мир в Первую мировую войну.

Многие историки считают, что именно милитаризм стал катализатором будущих событий, вызвавших Первую мировую войну. Увеличение размера армий великих держав были признаками будущего. Еще до начала мирового конфликта страны начали обучать все больше и больше своих молодых людей, чтобы они были готовы к битвам, если их отечества будут в опасности.

Союз имперпторов. Карикатура - Бисмарк и императоры.
Союз имперпторов. Карикатура - Бисмарк и императоры.

***

Вильгельма II нельзя назвать единственным виновником случившейся мировой. Но, кайзер внес свой весомый вклад в нарушении того баланса в отношениях основных мировых держав двумя ключевыми решениями, имевшими катастрофичные последствия.

Вобщем-то баланс начал во многом разрушаться, когда Германия стала империей после победы во Франко-прусской войне в 1871 году. Канцлер Бисмарк не был идеальным дипломатом, особенно по современным меркам, но он был готов сделать все необходимое для поддержания стабильности Рейха. Несмотря на германский милитаризм его целью была мирная Европа, основанная на балансе сил, что, в свою очередь, означало мирные, если не обязательно дружеские отношения с той же Россией.

С этой целью он стоял у истоков сформирования первой Союз трех императоров (1873–1875). Когда истекал срок действия каждого Союза, заключался новый. Так он фактически просуществовал до 1887 года. Помимо Бисмарк заключил взаимный пакт о ненападении с Россией, к тому моменту по мнению немцев представляющей большую угрозу для Германии, чем Австрия.

Молодой кайзер мечтал превратить Германию в крупную военно-морскую, колониальную и экономическую державу. Решив идти своим путем, он вынудил канцлера Отто фон Бисмарка уйти в отставку в 1890 году и сам взял на себя внутреннюю и внешнюю политику.

Новый император Вильгельм II оказался вспыльчивым, неустойчивым в плане характера монархом. Среди его личных качеств также можно назвать тщеславие. Вильгельм зачастую считал себя самым умным человеком в окружении. Император разорвал пакт о ненападении с Российской империей, полагая, что такими шагами сможет «заключить более выгодную сделку». Отношения с Россией со временем медленно портились. То есть у Германии потенуиальные "враги" оказались как на Востоке (Россия), так и на Западе (Франция).

Вильгельм II и монархи Европы. Справа вверху - кайзер с императрицей и семьей.
Вильгельм II и монархи Европы. Справа вверху - кайзер с императрицей и семьей.

Во-вторых, Вильгельм позволил немецкому военному деятелю Альфреду фон Тирпицу, ярому националисту и крайне правому мыслителю, убедить себя вложиться в военный флот, чтобы бросить вызов британцам. Как старший внук Виктории, Вильгельм II имел сложные отношения с Великобританией, сочитающей чувства любви и ненависти по отношению к британцам. Одновременно восхищаясь ими, он чувствал, что ему не оказывают особого уважения. Эти личностные комплексы подталкивали решения кайзера.

Он выразил уверенность, что строительство военно-морского флота вызовет восхищение британцев. Вместо этого, конечно, британцы вышли из себя и начали быстро увеличивать размер своего флота, чтобы противостоять Германии, начав (в конце 1890-х годов) одну из величайших мировых гонок вооружений.

Но Британия не просто строила корабли, она начала искать новых союзников, чтобы противостоять растущей угрозе со стороны бывшего союзника Германии. Британцы были в разногласиях с Россией на протяжении большей части XIX века, ведя своего рода холодную войну за земли в Центральной Азии.

В итоге Британия отбросила свою враждебность и стала союзником с Российской империей. Еще более удивительно то, что хотя Британия периодически враждовала с французами в течение 800 лет, это соперничество тоже отошло на второй план, и англо-французские отношения процветали как никогда раньше. Добавьте к этому приверженность Британии защите бельгийского нейтралитета.

Вот так война между двумя или более великими державами уже кажалась почти неизбежной в начале XX-го века. Но во многом именно из-за недальновидной политики Вильгельма она превратилась в настоящую мировую войну.

Выступление кайзера, объявляющего войну. Агитационный плакат. Немецкие военные по пути на фронт.
Выступление кайзера, объявляющего войну. Агитационный плакат. Немецкие военные по пути на фронт.

***

Военный флот Германии увеличивася в размерах, количество производства орудия возрастало начиная с 1906 года. К 1914 году у Германии было почти 100 военных кораблей и два миллиона обученных солдат. Великобритания и Германия за это время значительно увеличили свои военно-морские силы. Помимо, особенно в Германии и России, военный истеблишмент стал оказывать большее влияние на государственную политику. Это усиление милитаризма, разогреваемого национальными идеями, помогло подтолкнуть страны, вовлеченные в войну.

14 июня 1914 года, за две недели до известного убийства эрцгерцога Франца Фердинанда, австрийский министр иностранных дел граф Леопольд Бертольд распространил меморандум, в котором призывал к уничтожению Сербии. Этот меморандум вместе с сопроводительным письмом австрийского императора Франца Иосифа был представлен кайзеру Вильгельму 5 июля.

Это был четвертый раз с 1912 года, когда австрийское правительство искало поддержки Берлина для вторжения в Сербию. В предыдущих трех случаях Германия отказывалась, ссылаясь на то, что немецкие вооруженные силы еще не готовы к всеобщей войне. Но, надо заметить, что Вильгельм II ранее сам подстрекал австрийцев к безкомпромисной линии.

Любопытно, что как-раз в 1914 году Вильгельм по-видимому испугался перспекивы приблежения полномасштабной войны, но он уже не смог и не стал остановливать проведение мобилизационных мероприятий, которые он позволил подготовить своим генералам.

Политическая власть в Германии и народные массы уже были разогреты годами культивированного духа милитаризма, силы империи и приоритетов немецкого населения. Война послужила объединяющей силой в обществе.

Перед началом войны кайзер Вильгельм II обратился с речью.к подданным, взывая к национальному единству во время войны. С началом войны кайзер объявил всех немцев своими братьями, независимо от социального положения. Из выступления императора Вильгельма II (слова, зачитанные с балкона Королевского дворца 1 августа 1914 г.):

Я благодарю всех вас за любовь и верность, которые вы проявили ко мне в эти последние дни. Это были тяжелые дни, как никогда ранее. Если будет битва, все политические партии перестанут существовать! Я тоже подвергался нападкам со стороны той или иной стороны. Это было в мирное время. Теперь это прощено всем сердцем. Я больше не думаю о партиях или конфессиях; сегодня мы все немецкие братья и только немецкие братья. Если наши соседи не хотят иного пути, если наши соседи не даруют нам мира, то я уповаю на Бога, что наш добрый немецкий меч выйдет победителем из этого тяжелого боя.

***

Виььгельм II и Первая мировая война.
Виььгельм II и Первая мировая война.

Во время войны, хотя Вильгельм номинально являлся верховным главнокомандующим, он не пытался сопротивляться своим генералам, когда они держали ее ведение в своих руках. Он поощрял, вместо того чтобы оспаривать, грандиозные военные цели генералов и многих политиков, которые исключали все шансы на компромиссный мир.

К осени 1918 года он понял, что Германия проиграла войну, но не то, что это сделало потерю его престола неизбежной. Усредненные потери Германии за Первую мировую войну следующие: из свыше 13 млн. мобилизованных убиты более 2 млн немцев, ранены также более 2 млн., не считая пропавших без вести.