Найти тему
Кинокружок Курилова

Фильм «Страна Саша» – одна из лучших российских драм взросления за 30 лет

Хорошо съездившая на Берлинале экранизация известной книги. Один из лучших романов воспитания со времен СССР, который при этом не базируется на советской фактуре и эстетике, как «Асфальтовое солнце», «Хороший мальчик», «Одесса», «Частное пионерское» и т. д. Это важно, пора уже современному юношескому кино учиться выживать самостоятельно.

Кадр из к/ф «Страна Саша».
Кадр из к/ф «Страна Саша».

17-летний Саша (Марк Эйдельштейн, «Первый снег», тот самый молодой актер, которого часто сравнивают с Тимоти Шаламе) в неторопливом состоянии выбора – вуза для поступления, девушки для отношений. Саша еще на экспозиции ломает четвертую стену, объясняя зрителю, что все его признаки человека, росшего без отца.

У Саши большая часть друзей девчонки, включая школьную подругу Лизу (Алиса Тарасенко) и молодую маму Софию (Евгении Громовой во время съемок было около 33 лет), с которой он любит смотреть сериалы.

Также есть раза в два старше друг Макс (Дмитрий Ендальцев), который в шутку завидует, что ГГ может устраивать интриги с 17-летними, а он уже нет, они вместе рисуют на стенах. Пока это стрит-арт, но ищет в интернете предложения по паблик-арту, за деньги.

Кадр из к/ф «Страна Саша».
Кадр из к/ф «Страна Саша».

Еще есть дядя Рома, который говорит, что в Таиланде ему казались любопытными некоторые вещи, но он не смотрел: «Мои глаза ничо такого не видели. И ты так живи». Саше вообще часто дают советы и спрашивают про планы на будущее. А он помнит, как в детстве мечтал иметь личный каток и укатывать им асфальт там, где захочется. И его разочаровывают разговоры о планах.

Самые классные российские комедии последних лет – 17

Роман воспитания ускоряется, когда ГГ в психушке встречает интересную подругу (Мария Мацель, «Перевал Дятлова»), а также выходит на связь с отцом, певцом из нулевых, сломавшим карьеру из-за драки в баре. Отец, кстати, был каким-то хоррор-панком, в духе «КиШ».

Кадр из к/ф «Страна Саша».
Кадр из к/ф «Страна Саша».

Режиссер Юлия Трофимова сняла отличный полнометражный дебют и сразу показала его на Берлинале. В основе повесть Галы Узрютовой, которую сильно хвалят и советуют включать в школьные программы. После кино укрепится ее статус как одной из лучших юношеских книг.

Кроме классной истории взросления это кино про юную и инфантильную маму (бывшая подружка панк-рокера, понятное дело), которая может заявить сыну, что он предатель, и закрыть дверь перед носом.

И в этом смысле фильм созвучен недавней истории «Гипноз» Валерия Тодоровского. Только у Саши, конечно, все иначе, без мрачняка. То есть кино не только юношеское, а прилично цепляет пару поколений.

Кадр из к/ф «Страна Саша».
Кадр из к/ф «Страна Саша».

Во всех проявлениях фильм честный, натуральный, почти лишенный резких движений и поворотов, но при этом динамичный, и драйвовый. Все это достигается без повышения голоса, без истерик, на полутонах, в результате спокойных интеллигентных разговоров.

«Брат во всем» – отличный фильм про небо, военные самолеты и дружбу

Фильм без продвижения занудных максим, но и без бунта против них, без серьезных мелодраматических обострений и сказочной романтизации. Тут все по-житейски просто. Это кино не про юношеский максимализм, не про выбор жизненного пути, не про ответственность, проблему отцов и детей и прочие подобные серьезные вещи.

Кадр из к/ф «Страна Саша».
Кадр из к/ф «Страна Саша».

История Саши – про момент свободного полета, про юность как промежуток между детством и молодостью, когда уже есть свобода, но еще нет обязательств, есть возможность лететь во все стороны.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!