Хорошо съездившая на Берлинале экранизация известной книги. Один из лучших романов воспитания со времен СССР, который при этом не базируется на советской фактуре и эстетике, как «Асфальтовое солнце», «Хороший мальчик», «Одесса», «Частное пионерское» и т. д. Это важно, пора уже современному юношескому кино учиться выживать самостоятельно.
17-летний Саша (Марк Эйдельштейн, «Первый снег», тот самый молодой актер, которого часто сравнивают с Тимоти Шаламе) в неторопливом состоянии выбора – вуза для поступления, девушки для отношений. Саша еще на экспозиции ломает четвертую стену, объясняя зрителю, что все его признаки человека, росшего без отца.
У Саши большая часть друзей девчонки, включая школьную подругу Лизу (Алиса Тарасенко) и молодую маму Софию (Евгении Громовой во время съемок было около 33 лет), с которой он любит смотреть сериалы.
Также есть раза в два старше друг Макс (Дмитрий Ендальцев), который в шутку завидует, что ГГ может устраивать интриги с 17-летними, а он уже нет, они вместе рисуют на стенах. Пока это стрит-арт, но ищет в интернете предложения по паблик-арту, за деньги.
Еще есть дядя Рома, который говорит, что в Таиланде ему казались любопытными некоторые вещи, но он не смотрел: «Мои глаза ничо такого не видели. И ты так живи». Саше вообще часто дают советы и спрашивают про планы на будущее. А он помнит, как в детстве мечтал иметь личный каток и укатывать им асфальт там, где захочется. И его разочаровывают разговоры о планах.
Роман воспитания ускоряется, когда ГГ в психушке встречает интересную подругу (Мария Мацель, «Перевал Дятлова»), а также выходит на связь с отцом, певцом из нулевых, сломавшим карьеру из-за драки в баре. Отец, кстати, был каким-то хоррор-панком, в духе «КиШ».
Режиссер Юлия Трофимова сняла отличный полнометражный дебют и сразу показала его на Берлинале. В основе повесть Галы Узрютовой, которую сильно хвалят и советуют включать в школьные программы. После кино укрепится ее статус как одной из лучших юношеских книг.
Кроме классной истории взросления это кино про юную и инфантильную маму (бывшая подружка панк-рокера, понятное дело), которая может заявить сыну, что он предатель, и закрыть дверь перед носом.
И в этом смысле фильм созвучен недавней истории «Гипноз» Валерия Тодоровского. Только у Саши, конечно, все иначе, без мрачняка. То есть кино не только юношеское, а прилично цепляет пару поколений.
Во всех проявлениях фильм честный, натуральный, почти лишенный резких движений и поворотов, но при этом динамичный, и драйвовый. Все это достигается без повышения голоса, без истерик, на полутонах, в результате спокойных интеллигентных разговоров.
Фильм без продвижения занудных максим, но и без бунта против них, без серьезных мелодраматических обострений и сказочной романтизации. Тут все по-житейски просто. Это кино не про юношеский максимализм, не про выбор жизненного пути, не про ответственность, проблему отцов и детей и прочие подобные серьезные вещи.
История Саши – про момент свободного полета, про юность как промежуток между детством и молодостью, когда уже есть свобода, но еще нет обязательств, есть возможность лететь во все стороны.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!