Найти в Дзене
rockanews

Деградация: от рок-н-ролла до рока

Студийные исполнители были профессионалами на заре появления рок-музыки, а рокеры любители оказались жуткими невеждами.

Элвис Пресли в 1964 году
Элвис Пресли в 1964 году

Рок-н-ролл дал мощный толчок для развития рок-музыки. На каком то этапе эти две музыкальные культуры разделились. Примерно известно когда. Середина 60-х годов. На США обрушилась первая волна Британского вторжения. Английские мальчики поразил всех бешеной энергией и авторской музыкой. Из-за океана они пытались перекричать Элвиса, Чака и Бадди.....

И у них получилось.

Скиффл - это такой любительский поп-жанр с использованием подручных средств в качестве музыкальных инструментов. Гитара, у которой дека сделана из сигарной коробки. Стиральная доска? Годится для перкуссии. Кастрюля и коробка - уже барабанная установка. Ринго Старр начинал в скиффл-коллективах.

Да и все участники Битлз этим баловались. В итоге добаловались, что первых британских рок-н-ролльщиков - обозвали мерси-битом. Но это уже был не рок-н-ролл, а более качественный скиффл, который оказался на большой сцене, благодаря ушлым и амбициозным менеджерам звукозаписывающих компаний.

Они просто распахнули двери для гаражного рока. Если в Америке, гаражники по большей части не вырывались за пределы местных баров, то в Британии они стали основной движущей силой коммерческого рока: Битлз, Холлис, Кинкс, Дейв Файв Кларк и другие. Жанр распространился по всей Британии, попутно образовав альтернативное направление в Бирмингеме, под названием Брам Бит (Brum Beat), куда входили, в частности, The Moody Blues и The Spencer Davis Group.

Очень точно по этому поводу выразился Ринго Старр: "Мы играли музыку, которую в Америке играли на задних дворах".

Если послушать ранние R&B и рок-н-роллы они звучат очень профессионально. А почему? Запись контролировали профессиональные композиторы, прикрепленные к студиям. Например, продюсер Сэм Филлипс (Sam Phillips) сыграл важную роль в карьере Элвиса Пресли, Джонни Кэша, Джерри Ли Льюиса, Роя Орбисона и др.

Во второй половине 60-х бит-группы получили дополнительное измерение - созерцательность. Кардинальная смена курса произошла с помощью известных средств, потребление которых очень не поощрялось законом. Психоделия открыла путь к большим формам, но рок-н-ролл при этом сократился до первой части своего названия.

Примерно, к началу 70-х рок полностью начали ассоциировать с авторской музыкой, в итоге профессиональные сочинители песен полностью перешли в разряд поп-музыки. Наиболее показателен в этом смысле пример Джорджио Мородера, одного из пионеров немецкого глэм-рока, в последствие сыгравшего ключевую роль в трансформации американского disco в международный культурный контекст.

Рок-музыканты, понимая свою ущербность, начали искать себя в академических форматах. Так появились великолепнейшие группы масштаба - композиционной архитектуры, которые сформировали такие жанры как симфо-, арт- и прогрессив-рок. Мы их все знаем - Pink Floyd, Yes, ELP - не будем углубляться в перечисления.

Но вместе с тем, основу рок-музыки до сих пор составляют жанры, вышедшие из мерси-бита - это гаражный рок, панк, шугейз и лоу-фай. Ведь рок - это не точное знание сольфеджио, это грубый заряд энергии, который запускает сердце.

А для того, чтобы понять кого можно называть рок-музыкантами в его русской инкарнации мы отсылаем к тексту: "Русский рок - это ВИА 70-х".