«Если вы посмотрите на весь наш аппарат, если вы посмотрите на всю нашу систему управления, если вы посмотрите на наш неслыханный бюрократизм, на нашу неслыханную возню со всевозможными согласованиями, то от всего этого я прихожу прямо в ужас... Нельзя так работать!»
Для кого он враг?
Эти слова актуальны до сих пор, хотя произнесены они были без малого 100 лет тому назад, 20 июля 1926 года. Выступавший настолько остро переживал данную тему, что ему стало плохо. В тот же день он скончался. Так завершилась жизнь Феликса Эдмундовича Дзержинского.
Отношение к этой фигуре вполне может служить показателем серьезности либо инфантильности человека. Снос памятника Дзержинскому на Лубянке стал символом августовских событий 1991 года, а заодно и символом крушения Советского Союза, к созданию которого «железный Феликс» имел непосредственное отношение.
Памятник сносили, ибо в головах «демократической общественности» Дзержинский был создателем карательных органов и проводником террора. А в головах поборников имперской России он был презренным революционером, разрушившим государство.
Разница между революционерами октября 1917-го и теми, кто пытается присвоить себе этот статус сейчас, колоссальная. Ибо Дзержинский — это не только человек, желавший кардинальных изменений, но отлично понимавший, как и на каких принципах их осуществлять.
Миссия «пролетарского якобинца»
Молодое Советское государство в первые месяцы своего существования столкнулось не только с соотечественниками, видевшими будущее иначе, но и с зарубежными спецслужбами, не желавшими видеть Россию в сильном и устойчивом качестве — ни с большевиками, ни без.
Яков Петерс, заместитель Дзержинского по ВЧК, вспоминал позднее: «На заседании Совнаркома, где встал вопрос о борьбе с контрреволюцией, были желающие возглавить Комиссию. Но Ленин назвал Дзержинского... "пролетарским якобинцем”. Феликс Эдмундович после заседания грустно заметил, что если он теперь Робеспьер, то Петерс — Сен-Жюст, по-видимому. Но нам обоим не до смеха...»
С 23 человек личного состава и дома с разбитыми окнами в качестве штаб-квартиры, то есть с абсолютного нуля, начиналась история советских спецслужб. Поверить в то, что эти энтузиасты смогут противостоять опытным контрразведчикам Белой армии, а тем более британцам и другим иностранным «доброжелателям», в тот момент не мог никто.
Железные дороги и беспризорщина
Но всего за несколько лет Дзержинский сумеет создать эффективную структуру, которая будет работать не только на территории страны, но и за ее пределами. Советское государство научилось себя защищать не только в открытых боях, но и в тайных закулисных войнах. Террор в этой системе отнюдь не был главным инструментом.
Не все помнят о том, что с 1921 по 1924 год он был наркомом путей сообщения сначала РСФСР, а затем СССР. И именно в этот период железные дороги из состояния полной разрухи Гражданской войны были приведены в норму. А железные дороги для нашей страны являлись в те времена главными артериями экономики.
Одной из самых больших заслуг Феликса Дзержинского является успешное решение проблемы детской беспризорности, возникшей после Гражданской войны. Только по официальным данным, беспризорниками за годы войны стало около 5 миллионов человек. Дзержинский, ставший председателем комиссии по борьбе с детской беспризорностью, поддержал создание системы детских учреждений — детдомов и «коммун», в которых вчерашние беспризорники получали медицинское обслуживание, образование, питание. Среди тех, кого вернул в нормальную жизнь Дзержинский — будущие академики, инженеры, конструкторы, военные, принесшие славу Советскому Союзу.
В феврале 1924 года Феликс Дзержинский занял пост председателя Высшего совета народного хозяйства СССР — органа, ответственного за выработку общих принципов регулирования экономической жизни советской республики и координации деятельности центральных и местных органов управления экономикой. В последние годы жизни экономическим проблемам страны он уделял наибольшее внимание. Собственно говоря, именно этот пост и переживания за недостатки в экономической системе и стали одной из причин ухода Дзержинского из жизни в возрасте 48 лет.
Время пришло?
На фоне современных мировых вызовов фигура Дзержинского представляется в совершенно ином свете даже для тех, кто раньше подвергал пламенного революционера критике.
Представители общественных организаций под эгидой Общероссийской организации «Офицеры России» проведут торжественное возложение цветов в честь 145-летия со дня рождения Феликса Дзержинского в парке «Музеон» и на Лубянской площади.
Инициатива о возвращении памятника «железному Феликсу» на Лубянку по-прежнему жива. Кстати, некоторые из тех, кто рьяно выступал против этого, с началом специальной военной операции оказались, мягко говоря, по ту сторону. А вот нам сейчас позарез нужны такие люди, как Феликс Эдмундович, умеющие принимать ответственность в самые трудные для страны дни.