Расцвет творчества Н.А. Некрасова относится к 60-м годам ХIX века. В это “трудное и лихое” время его муза заговорила “бойким” языком. Чернышевский о нем писал: “Вы теперь лучшее – можно сказать, единственная прекрасная надежда нашей литературы”. Поэт вошел в историю русской литературы как поэт – реалист, рисующий правдивые картины русской действительности, и как выдающийся журналист. С его именем связаны названия популярных журналов XIX столетия “Современник” и “Отечественные записки”. Именно на страницах этих журналов печатал он свои произведения, рассказывающие о тяжелой доле русского народа.
Стихи поэта впервые в русской поэзии с резкостью и прямотой раскрыли перед читателем картины народной жизни. Некрасов изобразил убогую русскую деревню с ее печалью и нищетой, и “несжатою полосу” крестьянина, которому “моченьки нет”. В произведениях нашли отклик страдания простого человека: крестьянина (“Несжатая полоса”, поэма “Мороз, красный нос”, “Размышления у парадного подъезда”), о трудовой и беспросветной жизни городской бедноты (цикл “О погоде”, “Огородник”, “Еду ли ночью по улице темной”, “Вчерашний день часу в шестом”).
Трудно себе представить какое-нибудь стихотворение Некрасова, в котором не было бы русской природы и русских людей. “Да, только здесь могу я быть поэтом!” - воскликнул он, вернувшись из-за границы. Чужбина никогда не привлекала его, поэт даже попытки не сделал отречься хотя бы на короткое время “от песни, что навеяна метелями и вьюгами родных деревень”. Поэт благоговел перед Родиной. Сердечно изображал деревню, крестьянские избы, русский пейзаж: “Опять она, родимая сторона , с ее зеленым благодатным летом …”. Из этой пламенной любви к Родине, к ее великому народу и изумительной русской природе и выросла поэзия, которая составляет наше богатство.
Он болел за судьбу России и призывал к работе по преобразованию ее в “могучую и всесильную” страну. Некрасов высоко ценил в русском народе его активность в борьбе за счастье. “Да, не робел за отчизну любезную. Вынес достаточно русский народ …”. Он угадывал великую роль России: “Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней …”. Поэт посылает проклятье угнетателям народа – “владельцам роскошных палат”. О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует и то, что многие его стихи стали песнями и романсами (“Коробейники”, романс о разбойнике Кудеяре).
Изображению народного героя посвящены наиболее известные стихотворения Некрасова. Поэт был певцом народа – пахаря и любовно изображал крестьянина идущего за сохой. И видел он, как тяжела его жизнь, слышал, как стоном стелется его тоска над бесконечным простором лугов и полей, как тянет он свою лямку. Некрасов сочувствует порабощенному народу: “Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал”. Отдельные эпизоды превращаются в широкую картину крепостной действительности. “Забытая деревня” – это название относится не только к одной деревне, но и ко всей стране, в которой таким “забытым” деревням нет числа. С кем бы ни встречались мужики в поэме “Кому на Руси жить хорошо ”, они всюду вместо счастливой жизни видели непосильный труд, великое горе, безмерные народные страдания.
Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много в ней человеческих слез и горя. Но есть в поэзии поэта и русский размах натуры, который зовет на безумный подвиг, на борьбу: “Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь. Иди и гибни безупречно. Умрешь недаром. Дело прочно, когда под ним струится кровь!”.