У великого ученого биолога была очень увлекательная судьба. Его жизнь была посвящена науке, но освещена любовью. Из-за любви он совершал безрассудные поступки и мог покинуть этот мир раньше времени.
Илья Ильич Мечников появился на свет в мае 1845 года. Он был пятым ребенком в семье помещика Ильи Ивановича Мечникова и его супруги Эмилии Львовны Мечниковой (урожденная Невахович). Местом рождения будущего гения стало село Ивановка близ Харькова.
Семья Ильи Ильича была среднего достатка. Они проживали в своем небольшом имении Панасовке.
Отец, будучи гвардейским офицером в отставке, занимался закупкой армейских лошадей, а мать вела хозяйство и воспитывала детей. Денег хватало и на гувернеров с учителями. Все детишки Мечниковых оказались одаренными и получили прекрасное образование.
Илья с детства отличался от братьев повышенным интересом к природе и ее законам. Научные занятия заменяли мальчику привычные детские игры.
После домашнего образования Илья поступил в харьковскую гимназию и окончил ее с золотой медалью. Потом поступил в Харьковский университет. Учеба завершилась в 1864 году и Илья Ильич посвятил себя науке. Впереди его ждали насыщенные годы исследований и, конечно, любовь.
В 1867 году Илья Ильич познакомился с профессором ботаники Андреем Николаевичем Бекетовым. Профессор пригласил молодого ученого к себе в гости и там познакомил его со своими дочерьми и племянницей Людмилой. С тех пор Мечников частенько к ним заглядывал.
Однажды Бекетовы заметили, что Илья Ильич не был у них уже целую неделю и встревожились. К Мечникову отправили Людмилу.
Когда девушка пришла к Илье Ильичу, то обнаружила, что он сильно простужен. Она сообщила об этом Бекетовым и те забрали его к себе к себе. Выхаживанием больного занималась Людмила. Это был период их сближения, когда они лучше узнали друг друга. Через пару недель выздоровевший Илья Ильич вернулся к себе домой, а Людмила заболела. Настал черед Мечникова ухаживать за ней.
Вот только Людмила не поправлялась... Ее грипп привел к развитию туберкулеза. Все свободное время Илья Ильич проводил рядом с девушкой и в какой-то момент они почувствовали, что их симпатия переросла в любовь. Мечников решил, что должен жениться на Людмиле.
Эмилия Львовна переживала, что сын связывает жить с обреченной девушкой, она понимала, что такой брак не принесет ему счастья и пагубно скажется на его чувствительном восприятии. Мечников писал матери:
Ты, пожалуйста, не подумай, что если я не мечтаю о розовом счастье, то это означает, что я не ощущаю счастья вовсе… Я очень люблю Людмилу, и мне весьма хорошо с нею.
Получив согласие от родителей на брак, Мечников назначил день свадьбы.
Невеста была столь обессиленная, что не могла даже пройти расстояние от экипажа до алтаря. Бледную Людмилу внесли в церковь на кресле. Так грустно началась их семейная жизнь.
Илья Ильич решил во чтобы то не стало поставить Людмилу на ноги. Он преподавал в Горном институте, много сидел за переводами и пытался заработать побольше денег. Видя, что состояние супруги с каждым днем ухудшается, Мечников выпросил командировку и в конце 1869 года увез Людмилу в Италию.
Солнечный климат другой страны благотворно подействовал на состояние больной. Илья Ильич счастливый, что все налаживается, вернулся к своей научной деятельности. Он планировал к началу учебного года приехать в Россию, а Людмилу оставить в Италии на попечении ее сестры Надежды.
Но в России Мечников пробыл недолго, в университете у него возникли проблемы из-за его резкости и критики к коллегам. Начальство снова отправило его в командировку в Италию.
Илья Ильич вернулся к супруге и они переместились поближе к морю. Улучшение здоровья Людмилы оказалось лишь временным явлением, ее болезнь усилилась. Приглашенный доктор неожиданно заявил, что летний и сухой воздух ей противопоказан. Мечников срочно собрался переезжать с женой в Швейцарию.
К тому времени Илья Ильич ушел из петербургского университета и планировал преподавать в университете Одессы. К началу учебного года ему нужно было возвращаться.
Вместе с супругой Илья Ильич уехал из Швейцарии к ее родным в Москву, а потом к своим родным в имение Панасовку. Там о Людмиле начала заботиться Эмилия Львовна.
Но забота не помогала, молодую женщину лихорадило и кровохарканье не прекращалось. Были вызваны лучшие врачи из Харькова, назначено новое лечение, но все было тщетно. Посовещавшись, семья решила, что Людмила со своей сестрой должна отправиться в Швейцарию, а Илья Ильич тем временем будет работать в Одессе.
Но все эти метания между странами были бесполезны. Как верно подметила Эмилия Львовна - Людмила была обречена. Надежды на выздоровление таяли с каждым днем. Из-за границы приходили тревожные новости, силы больной убывали. Мечников вспомнил, что у Людмилы было сильное желание оказаться на Мадейре и пошел к ректору с просьбой об отпуске.
Хлопоты об отъезде, поиск денег - все это так измучило Мечникова, что он едва находил в себе силы для спокойствия. Он приехал к жене в Швейцарию и вместе с ней поехал через Европу и Атлантику. Они ехали на судне, был сильнейший шторм и несчастная Людмила еще больше страдала, так как к кровохарканью добивалась морская болезнь.
Но, наконец, показались берега Мадейры. Горы, покрытые зелеными лесами, яркое безоблачное небо, ослепительное солнце все это словно приветствовало Мечниковых. С корабля по трапу несли носилки с многочисленными больными, кого-то вели под руки. Больные туберкулезом стремились на Мадейру в попытках обрести исцеление.
Но на Илью Мечникова увиденное произвело удручающее действие. Он грустно констатировал: "Могила, скрытая цветами".
Началась череда однообразных дней. Людмиле временно стало получше. Илья Ильич пытался исследовать берега Мадейры, но нужного материала для своей работы не находил. Отсутствие наблюдений угнетало его. А тем временем деньги стремительно таяли. Чтобы хоть немного заработать, Мечников писал в России очерки об Атлантическом океане.
Поговорив с Людмилой, Илья Ильич решил отправиться на заработки в Россию, а к больной снова вызвали сестру Надежду. Несмотря на расстояние, Мечников постоянно думал о жене.
В один из рабочих дней, когда Мечников вышел с лекции, ему принесли конверт, подписанный сестрой жены, внутри было коротенькое, но пугающее письмо:
Ввиду резкого ухудшения здоровья Людмилы приезжайте немедленно.
В тот же вечер Илья Ильич выехал из Одессы. Когда он оказался на Мадейре, то не узнал любимую. От страданий она сильно изменилась, только морфий давал ей временное избавление от болей. Пока Мечников проводил время с женой, он заметил, что у него начало резко ухудшаться зрение. От яркого света ему становилось плохо.
20 апреля 1873 года Людмиле стало нечем дышать, вызвали врача и тот, глядя как она судорожно пытается глотнуть воздуха, предупредил, что жить ей осталось несколько часов. Когда врач ушел, Илья Ильич вернулся к супруге, но понял, что не может смотреть в ее полные отчаяния глаза. Ему стало дурно, чувствуя, что он сейчас лишится сознания, он вышел из комнаты и больше ее не видел.
22 апреля состоялись похороны Людмилы. Мечников не пошел провожать тело жены. Вернувшаяся с похорон Надежда, обнаружила что ученый уничтожает свои бумаги. Уезжая, он забрал с собой пузырек с морфием, оставшийся от жены.
Из Мадейры Мечников поехал в Женеву, там находился его дядя.
У Мечникова началась сильнейшая депрессия. К его горю прибавился страх потерять зрение. Сидя в темной комнате, он чувствовал, что жить больше не хочет. Жены нет, наукой из-за исчезающего зрения он заниматься не сможет. Руки автоматически потянулись к пузырьку с морфием и он залпом его опустошил.
К счастью организм отреагировал рвотой. Ученый выжил. О его дальнейшей судьбе и новой любви в статье ниже.
Благодарю, что дочитали. Если статья была интересна, то буду признательна пальчику вверх. Подписка здесь