Развитие речи
1. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но они все еще узнают неправильно произнесенные детские слова.
2. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова. Он и слышит, и говорит правильно.
3. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. К школе ребенок уже может пересказать прочитанный рассказ или сказку; описать картину; понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном, услышанном.
Память
3-4года: память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. 3-й и 4-й годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.
4-5 лет: формируется произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически.
Эмоциональное развитие
1. Раньше течение эмоциональной жизни ребенка обусловливали особенности той ситуации, в которую он был включен
2. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации: возникают переживания, с ней не связанные.
3. Появляется сопереживание.
Самооценка и самосознание
5-лет: ребенок преувеличивает свои достижения
6 лет: сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше
7 лет: оценка своих умений становится более адекватной
- появляется осознание своих переживаний
- появляется половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку
- начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».