Речь:
- 1,5 года: предложения состоят из 2-3 слов
- 2 года: ребенок понимает почти все обращенные к нему слова, начинает понимать объяснения взрослого (инструкции)
- 2-3 года: начинает понимать речь-рассказ об окружающих вещах и явлениях
- 3 года: активный словарь достигает 1000–1500 слов.
Восприятие:
- дети еще не способны думать о будущем, строить планы
- 3 года: ребенок может выдумать, солгать
Память:
- продолжает формироваться узнавание
Действия и мышление:
- 2 года: у ребенка появляется внутренний план действий
- ребенок учится пользоваться предметами в совместной деятельности со взрослым
- до 2 лет: рисунок ребенка - каракули
- 2+: в рисунке появляются формы, напоминающие объект, который ребенок пробует изобразить. Дети могут вполне отчётливо нарисовать человека. На таком рисунке, кроме круга-головы, различаются мелкие детали – глаза, нос, рот.
- Появляется режиссерская игра
- Замещение - ребенок куклу укладывает на деревянный брусок вместо кровати.
- Более сложные замещающие действия - ребенок, перевернув куклу вниз головой, трясет ее и говорит, что сыплет соль из солонки.
Общение с другими детьми:
- На 2-м году жизни: при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и убежать к матери, под защиту.
- На 3-м году: спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, в них нет правил. Ребенок в играх с детьми всегда исходит из своих собственных желаний, не учитывая желания других детей
Самосознание:
- 2 года: ребенок начинает узнавать себя в зеркале.
- ребенок называет себя в третьем лице: «Тата», «Саша».
- 3 года: ребенок начинает использовать местоимение «я»