Найти тему
КиноРаритет

Очередной российский «ответ Голливуду» беззастенчиво лямзит из «Чужого» Ридли Скотта

На дворе недалёкое будущее. Планета Земля загажена до последнего предела. В качестве мести природа насылает на человечество неизлечимый вирус, который вот-вот выкосит весь род людской. Очень кстати в неисследованных пещерах земляне находят артефакты явно инопланетного происхождения, и, быстренько научившись их копировать, получают в свои руки супер-двигатель и супер-компьютер. Теперь при помощи первого они собираются долететь через космическое пространство до походящей планеты, а с помощью второго зародить на «Земле 2.0» новую жизнь.

В «Звёздном разуме» загаженная Земля отвечает смертоносным вирусом, поэтому земляне летят загаживать другую планету
В «Звёздном разуме» загаженная Земля отвечает смертоносным вирусом, поэтому земляне летят загаживать другую планету

На дворе 20-ые годы 21-го века. Российские киношники с ослиным упрямством продолжают копировать голливудские хиты прошлого. С предсказуемым результатом: получается глупо, неинтересно и финансово-провально. Но это похоже, совершенно никого не волнует.

Очередным «нашим ответом Голливуду» стало нечто, что не хочется даже облагораживать обозначением «фильм». Называется оно «Звёздный разум» и даже при беглом ознакомлении оказывается «ответом» на «Чужого» Ридли Скотта (в визуальной части) и на «Интерстеллар» Нолана с его катастрофической завязкой и неожиданным поворотом «папа с дочкой общаются через время и пространство». Да, в «Звёздном разуме» тоже есть что-то подобное, только общаются не родственники, а влюблённые, и делают это гораздо более примитивным и неправдоподобным образом.

С какими фильмами взялись тягаться авторы «Звёздного разума» видно любому знатоку американской фантастики
С какими фильмами взялись тягаться авторы «Звёздного разума» видно любому знатоку американской фантастики

Поставлено это «не пойми что» не пойми кем. В одних источниках режиссёром указан не Сарик, но Серик Бейсеу. В других этого «не Андреасяна» указывают монтажёром, а в графе «режиссёр» ставят прочерк. В третьих пишут, что режиссёра у фильма было два и помимо Бейсеу указывают ещё Вячеслава Лисневского. В четвёртых и вовсе сомнительную честь зваться режиссёром сего «шедевра» отдают некому Алексу Гурьеву. Видимо, создатели сами догадались, что наснимали какое-то позорище, вот и начали всеми силами открещиваться от «Звёздного разума» и окончательно всех запутали.

Одного из актёров в фильм «Звёздный разум» взяли явно только из-за внешнего сходства с Лэнсмо Хэнриксеном
Одного из актёров в фильм «Звёздный разум» взяли явно только из-за внешнего сходства с Лэнсмо Хэнриксеном

Действительно, пачкать свою фильмографию причастностью к данному творению вряд ли кому-то в здравом уме захотелось бы. Ведь это «недокино» получилось провальным по всем статьям. Оно плохо написано сценаристами, плохо сыграно всеми актёрами, плохо смонтировано и отвратительным образом озвучено. На экране творится какой-то сумбур, многие потенциально зрелищные и интригующие сцены оставлены за кадром (например, о находке артефактов зрителю рассказывают, а не показывают). Реплики прописаны самым дурным образом — они состоят из литературных, совершенно неестественных для живых людей пафосных фраз.

Важное событие - находка необычных объектов в пещере - остаётся за кадром
Важное событие - находка необычных объектов в пещере - остаётся за кадром

Ещё большую неестественность произносимым переигрывающими актёрами репликам придаёт «гениальное» решение ориентироваться на зарубежный прокат. Судя по звуковому ряду, снимался «Звёздный разум» сначала на английском языке, а потом дублировалось на русский. При чём, с качеством каких-нибудь полулюбительских студий, который сейчас спешно дублируют кустарным методом все голливудские новинки. В них очень часто задействованы только два актёра дубляжа — мужчина и женщина, — а потому все персонажи говорят совершенно одинаково.

Единственный персонаж «Звёздного разума», не проявляющий токсичности, вообще никаких эмоций за весь фильм не проявляет
Единственный персонаж «Звёздного разума», не проявляющий токсичности, вообще никаких эмоций за весь фильм не проявляет

Заражён «Звёздный разум» и общей болезнью большинства российских лент: персонажи его крайне «токсичны». Они не любят и не уважают друг друга, с полоборота срываются в истерики и взаимные обвинения, спокойно разговаривать не способны даже в самых спокойных ситуациях. Конечно, причина этого недуга — в недопонимании сценаристами, актёрами и режиссёром, что такое «драматургический конфликт». Конфликты фильму необходимы, и желательно — в каждой сцене. Вот только в драматургии «конфликт» — это не обязательно ругань и «быкование». Но, увы, есть и другая причина, почему персонажи «Звёздного разума», как и большинства российских фильмов так невоздержаны, взвинчены и агрессивны. Она простая — невольное отражение отношений между сегодняшними россиянами.

Даже в редких сценах «Звёздного разума», где персонажи сдерживают свою токсичность, токсичности полно хотя бы из-за особенностей цветокоррекции
Даже в редких сценах «Звёздного разума», где персонажи сдерживают свою токсичность, токсичности полно хотя бы из-за особенностей цветокоррекции

Кого-то из зрителей обманула визуальная составляющая «Звёздного разума». Некоторые так и пишут: «фильм — фигня, но вот декорации! Но вот операторская работа!». На деле ничего особо хорошего не наблюдается и здесь. Цветовые решения, ракурсы, дизайны тоже «подсмотрены» в иностранных образцах и повторены не слишком-то умело и вообще ни к месту. Вот, к примеру, знаменитая «слизь», которую оставлял за собой инопланетный монстр у Ридли Скотта. В «Чужом» она объяснялась особенностями организма неведомого существа и использовалась для создания напряжения в фильме. Почему существо в «Звёздном разуме» оставляет точно такую же слизь остаётся непонятным, а сцена, где её обнаруживают, ни атмосферности не придаёт, ни сюжет не двигает. Она вставлена в фильм просто «шобы было».

В «Чужом» Сигурни Уивер красовалась в нижнем белье? И это тоже скопируем!
В «Чужом» Сигурни Уивер красовалась в нижнем белье? И это тоже скопируем!

Ну, и надо ли говорить, что дизайн монстра, с которым сталкиваются земляне в российском недофильме тоже слямзен у Ридли Скотта. Только отечественный Чужой забыл перед съёмками посидеть на диете и потому выглядит неуместно раскабаневшим. Впрочем, будь облик чудища гораздо более удачным, «нашему ответу» это бы уже всё равно не помогло стать ни умнее, ни увлекательней.

Монстр в «Звёздном разуме» ведёт себя, как Марлон Брандо на съёмках «Апокалипсиса сегодня» - стесняясь разжиревших телес, всё время прячется в тени
Монстр в «Звёздном разуме» ведёт себя, как Марлон Брандо на съёмках «Апокалипсиса сегодня» - стесняясь разжиревших телес, всё время прячется в тени

Очень, конечно, жаль, что в фильме с названием «Звёздный разум» как раз разума-то и не наблюдается. А наблюдается бессмысленное «заимствование» и непонятно на чём основанные претензии на звание «фантастического фильма ужасов». Поскорей бы уже киношникам понять, что «как в Голливуде» хорош снимают и без них — в самом Голливуде. А от российской кинофантастики ждут того, чем ценна была фантастика советская: тёплые интонации, обаятельные, заботливые и самоотверженные герои, умные сценарии с зашифрованными в них гуманистическими посылами.