Найти тему
КиноРаритет

В «Самаритянине» с Сильвестром Сталлоне американскому люду припомнили недавний штурм Капитолия

Трейлер нового боевика с Сильвестром Сталлоне «Самаритянин» обещал нечто, подобное «Логану»: стареющий герой, депрессивная атмосфера, ощущение безнадёги. Обманул во всём — главным героем фильма оказался мальчишка, а от депрессии и безнадёги нет и следа.

Главного героя фильма «Самаритянин» сыграл не 76-летний Сильвестр Сталлоне, а 15-летний Джэйсон Ванна Уолтон
Главного героя фильма «Самаритянин» сыграл не 76-летний Сильвестр Сталлоне, а 15-летний Джэйсон Ванна Уолтон

«Самаритянин» оказался, с одной стороны, почти «романом воспитания», где юному герою приходится делать выбор между добром и злом. С другой стороны, персонаж Сталлоне, разумеется, тоже не на последнем месте, и даже не «на подпевках». И хоть это даже не стареющий, а просто уже старый дядька (актёру-то уже 76 лет, как-никак), ожидаемого нытья о былой молодости и о том, что нынешние молодые какие-то «не такие» нет и в помине. Сталлоне бодр, могуч, подвижен и жизнерадостен, и всеми этими личными качествами делится с персонажем.

Несмотря на возраст, Сталлоне по-прежнему органично смотрится в экшн-сценах «Самаритянина»
Несмотря на возраст, Сталлоне по-прежнему органично смотрится в экшн-сценах «Самаритянина»

Он играет, если кто ещё не в курсе, пожилого мусорщика, который живёт одинокого в замызганной многоэтажке, а в свободное от опустошения уличных баков время занимается починкой разного старья, в тех же баках и найденного. Мальчик из соседнего дома, увидев, как лихо дедок расправляется с гопниками, начинает видеть в нём Самаритянина из городских легенд, гласящих, что жил в городе такой супермен, который боролся с преступностью, пока однажды не схлестнулся со злым братцем, обладающей такой же нечеловеческой мощью. И после той эпичной схватки никто больше не видел ни Самаритянина, ни Немезиса (который, вроде как, погиб в пожаре, собственноручно разведённом).

Согласно городской легенде, чтобы свалить неуязвимого Самаритянина, нужен специально для этого созданный молот
Согласно городской легенде, чтобы свалить неуязвимого Самаритянина, нужен специально для этого созданный молот

Мусорщик над догадками мальчишки только посмеивается, и отказывается признать себя Самаритянином даже после явных проявлений своей небывалой силы и неуязвимости. Но и парнишку от себя не гонит, попав под его обаяние. Общается с ним, точно родной дедушка — с навестившим внуком. Притяжение между малым, да старым получается прочным ещё и из-за того, что паренёк растёт безотцовщиной и в соседе находит объект для замещения образа отца. Тот же в свою очередь видит, что добрый мальчуган одной ногой уже ступил на территорию зла, всё больше втягиваясь в деятельность подростковой банды, и — насколько может — пытается его удержать от следующего шага по этой тропке.

Самаритянин - это, напомню, согласно Библии житель Самарии, обитатели которой отличались добрым и заботливым нравом... Но герой Сталлоне - вовсе не приторно-добродушный «Дед Мороз»
Самаритянин - это, напомню, согласно Библии житель Самарии, обитатели которой отличались добрым и заботливым нравом... Но герой Сталлоне - вовсе не приторно-добродушный «Дед Мороз»

Когда оказывается, что за подростковой бандой стоит вполне себе взрослые, матёрые преступники, «Самаритянин» вдруг ступает на территорию недавнего «Джокера» с его размышлениями о природе «народного бунта». И, думаю, не случайно, главный антагонист фильма, сыгранный датчанином Пилоу Асбеком, с его бритыми висками, татуировками и молотом в руках очень напоминает другого такого воинственного «современного варвара», которого можно было увидеть среди штурмующих Капитолий трампистов. Не хватает только шапки с рогами.

Сцены народного бунта в «Самаритянине» вызывают в памяти одновременно «Джокера» и репортажи со штурма Капитолия
Сцены народного бунта в «Самаритянине» вызывают в памяти одновременно «Джокера» и репортажи со штурма Капитолия

Фильм получился неидеальным, но — при всём обилии насилия, матерков и грубоватого юмора — тёплым и добрым. То, что сейчас называют «ламповым». Моральные оценки в неё расставлены правильно, моральные подтекст зарыт неглубоко, но и не вызывает приторности.

Пожалуй, самый большой огрех «Самаритянина» - недоразвитая линия подругайки антагониста, которую сыграла Софья Татум
Пожалуй, самый большой огрех «Самаритянина» - недоразвитая линия подругайки антагониста, которую сыграла Софья Татум

При этом, фильм кажется снятым «за копейки», 100-миллонный бюджет совсем не чувствуется. Хорошо поставленным дракам и перестрелкам не хватает масштабности, которая позволила бы истории выкарабкаться из некоторой «местечковости». Местами авторы пытаются добавить масштаба компьютерными методами, но «графон» в «Самаритянине» тоже бедноват и отсылает к временам чуть ли не «Спауна» (и, кстати, в этом фильме цифровое модное омоложение постаревшей кинозвезды проделано хуже, чем где-либо ещё).

Даже самые масштабные сцены «Самаритянина» выглядят «бюджетно»... видимо, большая часть из 100-миллионного бюджета ушла главной звезде фильма
Даже самые масштабные сцены «Самаритянина» выглядят «бюджетно»... видимо, большая часть из 100-миллионного бюджета ушла главной звезде фильма

Поклонникам Сталлоне посмотреть «Самаритянина» крайне рекомендуется. Хотя бы просто ради того, чтобы убедиться — Рокки/Рэмбо всё ещё держится «огурцом» и пышет здоровьем. А вот молодым любителям современных экранизаций комиксов кино от режиссёра Джулиуса Айвери может показаться старомодным и «нищебродским».