Район Семиречья часто упоминается в исторических источниках в связи с военно- племеными союзами скифов, саков, массагетов.
Напомню, что историческая область Семиречья в настоящее время это прежде всего территория Казахстана (Алматинская область и частично Жамбылская) верховья Или входят в состав Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Часть Чуйской долины входит в расширенное историческое толкование Семиречья . Источник описания Википедия.
Давайте рассмотрим особенности этой интересной территории.
Естественно в этой области регулярно случаются археологические находки новых захоронений и артефактов.
О любопытных фактах рассказывает археолог и научный сотрудник Института истории, археологии и этнологии им.Б.Джамгерчинова, национальной Академии наук Киргизии - Валерий Кольченко .
" На территории Киргизии находят много археологических памятников мирового уровня, на которых в другом месте сделали бы мировую сенсацию. К сожалению, мы "проморгали" в этом отношении "золотую маску" из Шамси. Коллекция ездила по миру, но научной информации по ней не было.
Маска из тончайшие золотой фольги, относящийся к III-V вв, нашей эры, покрывала лицо умершей женщины из богатого и знатного рода -сарматской царицы" , была найдена в 1958 году в ущелье Шамси , Чуйской долины.
А вот Казахстан раскопал своего первого золотого человека, и стал делать и смог!национальный бренд.
"Золотой человек" - условное название археологической находки, найденной в 1969-1970ых годах в 53,5 км от Алматы, в результате раскопок кургана Иссык, на берегу реки Иссык. Представляет собой останки сакского воина в золотой одежде.
В 1998 г был раскопан крупнейший в Центральной Азии христианский комплекс на городище Ак-Бешим. "
Недавно в 2010 г, в большом храмовом комплексе был найден Будда в падмасане, на городище Красная речка.
Даже упоминая только несколько находок, мы можем видеть, что через Семиречье проходили разные культуры, не только кочевники и ислам. На территории Чуйской долины есть 5-7 храмовых комплексов и буддийских монастырей.
В этом районе у кочевников есть особенность. Мнение специалистов работающих в этом районе следующее:
" Знаменитый китайский поломник Сюаньцзан, который проезжал по Чуйской долине в 629-630 годах , заявил , что был первым, кто читал проповедь перед Тюркским каганом.
Но где проживал тогда этот народ, который является нынче основным на этой территории?
Правильно - НА ЕНИСЕЕ! А возглавлял его тогда Барсбек.....а здесь жили другие народы и племена, для которых зароастризм, буддизм и христианство с ислам ( но чуть позже с X века) абсолютно были естественны.
Т.е средневековое наследие Кыргызстана слабо связано с кыргызами как с этносом.
Можно спросить любого кыргыза где-нибудь в глубинке про древности в его местности и он скажет это: калмак-таш и калмак-коргон.
Народная память в осознании древности не идёт дальше калмаков. А это всего лишь XVIII век".
В публикации использован материал интервью и фото из ресурса:
culture akipress.org /news