Что происходит между клиентом и терапевтом в терапии? Чем терапия отличается от встречи двух людей? Что делает встречу терапевтической?
Представьте себе, что вы человек, который решил пойти на терапию в первый раз. И у вас есть определённые ожидания от того, что будет происходить в терапии. У вас могут быть функциональные ожидания, что психолог к которому вы обращаетесь, избавит вас от страданий и расскажет вам как надо жить, чтобы вам было хорошо. Возможно, вы ожидаете от терапевта, что он будет вас слушать, будет вас оценивать, критиковать. Или что терапевт будет поддерживать вас во всём, говорить какая или какой вы молодец в том, что делаете правильно. И где-то даст совет, что вы делаете неправильно.
Что значит "терапевт посоветует"? По сути, это значит взять ответственность на себя за жизнь клиента. В гештальт-терапи мы не советуем, не оцениваем, не спасаем. Терапевт сопровождает клиента в его истории жизни. Клиент видит проблему, в его истории очень много неосознаваемых моментов, белых пятен, не прожитых чувств и незавершенных отношений. Терапевт помогает осознать, прожить и завершить.
Клиент-терапевтические отношения - это искусственно организованный процесс, который регулируется правилами и сеттингом . Клиент и терапевт заключают контракт. В контракте обговаривается место встречи, время встречи, продолжительность встречи, периодичность. Такой setting определяет предсказуемость и постоянство. Клиент точно знает, что в определённое время, в определённый день, его ждёт терапевт. Также в контракте обговаривается сумма терапии и это тоже делается для безопасности клиента. Кроме того, терапевт и клиент проговаривают правила о пропусках, опозданиях, доступности терапевта вне терапевтических сессий (можно-ли звонить, можно-ли писать, в каких случаях, в какое время?).
Может обговариваться также правило о том, что если мы встречаемся с клиентом в городе, здороваемся мы или нет. Это правило бывает важно для клиентов живущих в маленьких городах, чтобы терапевт не демонстрировал факт обращения за услугой.
Кроме того, существуют этические правила клиент-терапевтических отношений. Во-первых, это конфиденциальность. Во-вторых, нельзя работать со своими близкими, друзьями и коллегами. В-третьих, терапевту нельзя пользоваться услугами клиентов, вступать в иные отношения кроме клиент-терапевтических.
Сначала клиент изливает свою историю и много говорит о себе в своей жизни. Далее, в процессе терапии возникают клиент-терапевтические отношения, когда клиент замечает терапевта и начинает испытывать к нему чувства. Приходит время проецирования значимых для клиента отношений на терапевта. И это очень важная часть терапии, когда терапевт может помочь в отношениях здесь и сейчас. Помочь осознаванию клиента в построении контакта и обнаружить то, что мешает ему построить контакт более удовлетворяющим способом. В ситуации здесь и сейчас, терапевт поможет клиенту найти какие-то новые способы, которые могут быть более адаптивными. И очень ценно, если терапевт будет поддерживать творческую клиентскую часть в поисках новых способов взаимодействия.
Иногда, клиенты ищут самого лучшего и крутого терапевта, который точно им поможет. Но, терапевт тоже человек. И, при взаимодействии с разными людьми у нас поднимаются различные чувства, соответственно поднимается различный материал для терапевтической работы. Таким образом, любой терапевт, если он действует в соответствии с правилами терапии будет полезен, независимо от того, опытный он или начинающий.
Чем отличается терапевт от клиента? Во первых, терапевт обладает определёнными знаниями и инструментами терапии. Понятийный инструментальный аппарат гештальт-подхода универсальный. Гештальт терапевт работает с сопротивлениями в контакте: конфлюенцией, итроекцией, проекцией, дефлексией, ретрофлексией, профлексией, эготизмом, девалидизацией, переносом, контрпереносом и своими трансферентными характеристиками. Гештальт-терапевт работает с теми механизмами прерывания в контакте, которые создают проблемы в жизни клиента.
Во вторых, отличие терапевта от клиента в том, что его раны уже подлечены. Терапевт лечит не ранами - он лечит шрамами. У терапевта всегда есть личная терапия. Когда залечивается рана - образуется рубец, а вокруг рубца более чувствительная кожа. У терапевта повышенна не только чувствительность, но и устойчивость. Если у терапевта не проработаны и не залечены раны, то он может не только не помочь клиенту, он может ещё и сам порушиться. Поэтому личная терапия и супервизия очень важные условия для работы терапевта.
Вначале своей практики начинающие терапевты очень хотят быть "хорошими терапевта ми". Мы все хотим быть хорошими) И это история из детства - про хороших девочек и мальчиков. Когда, чтобы заслужить любовь родителей, чтобы заслужить любовь значимых для себя людей, мы порой отказывались от себя, чтобы быть удобными и хорошими.
Быть хорошим для всех, это такие темы: про спасательство, про "помогательство", про то, чтобы догнать и причинить добро. И тогда появляется избыточная забота о клиенте и эта забота инвалидизирует клиента. Она лишает клиента спонтанности и клиент не продвигается в своих затруднениях.
Очень важен для психотерапевтического процесса баланс фрустрации и поддержки.
Клиент приходит к терапевту и пытается удовлетворить свои потребности привычными и не адаптивными способами. Задача терапевта фрустрировать привычные способы клиента, которые не подходят, не адаптивны в здесь и теперь.
Когда терапевт задаёт клиенту вопросы: "Как ты себя чувствуешь? Что ты сейчас чувствуешь?" - это вопросы, которые возвращают клиента к нему самому.
А ещё, спасатели - это те люди, которые в своей жизни пережили какие-то травмы и им очень хотелось чтобы их спасли. В этом случае терапевт очень старается собой унять боль клиента. То есть, собой заполнить "дыру", которая появилась у клиента в результате его травмы. И тут важно понимать, что терапевт не может это сделать. Собой он эту дуру закрыть не может. В этом случае терапевт хочет долюбить, дожалеть, спасти от невзгод. А на самом деле, задача терапевта в залечивании раны заключается в том, чтобы отогревать вместе с клиентом случившееся в его жизни. И что-то конечно можно изменить. Но не всё. При этом важно понимать, что у каждого клиента свой темт для перемен. У каждого клиента свой путь и важно в трудные моменты быть с ним и не торопить его и не "тащить" его.
Многие клиенты через какое-то время спрашивают: "Есть ли конец у терапии?". Изначально, клиент приходит к терапевту, чтобы воспользоваться услугой, видит в нём определенную функцию. Потом наступает стадия переноса, когда терапевт выполняет свою функцию. Терапевт становится экраном, зеркалом для клиента. И, терапия заканчивается, когда клиент начинает видеть в терапевте просто человека. Это окончание терапии.
Иногда, после завершения терапии, клиенты говорят что хотят дружить с терапевтом. В этом случае после терапии должно пройти 2-3 года.
Показателем успешной терапии является улучшение жизни клиента. При этом, клиент не обязательно становится счастливым человеком. Его жизнь становится более осознанной и наполненной. Это не значит, что она становится более лёгкой, иногда она становится сложнее. Клиент начинает больше понимать и осознавать про себя, его жизнь становится интереснее. Клиент начинает больше осознавать про свои границы и это не всегда нравится окружающим его людям. Клиент живёт свою жизнь!
Интенсив под Абрау-Дюрсо "Чувства, отношения, реальность". Лекция Марины Цветковой и Светланы Литвин. 07.07. 22
Автор: Суханова Мария Александровна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru