Найти тему
Катехизис и Катарсис

Операция «Northern Delay». Подготовка крупнейшей десантной операции

Оглавление

В небе над Ираком — 2

Ночь на 27 марта 2003 года. Север Ирака. Наблюдатель попавший в район Башур и взглянувший в небо испытал бы полный восторг, десятки, сотни, тысяча парашютов в воздухе.

о планировании операции можете прочитать тут

«One thousand, two thousand…» все парашютисты мира считают, и для того чтобы они не считали слишком быстро они делают это произнося длинные слова… «…five thousand, six thousand» рывок. В армии США и 173-ей воздушно-десантной бригаде (173rd Airborne Brigade) считают тысячами.

После раскрытия парашюта десантники развернули парашюты по ветру. Необходимо внимательно наблюдать за остальными парашютистами, это единственный нормальный метод определения не слишком ли быстро ты снижаешься. Ну и чтоб не врезаться в товарища, конечно. С нормальной скоростью снижения в 6-7 метров в секунду десантники оказываются на земле меньше чем через минуту после массового прыжка. За 50 метров до приземления они опустили на тросе свое снаряжение — рюкзак MOLLE и приготовились к посадке.

Приземление

 Зона высадки Башур.
Зона высадки Башур.

По правилам нужно аккуратно лечь на бок, распределив удар последовательно на 5 точек контакта, однако погода на севере Ирака внесла свои корректировки и часть десантников угодили в вязкую грязь, образованную водой растаявшего снега.

Каждый десантник помимо рюкзака несет с собой и стандартный чехол для карабина, пару секунд и автомат в руках, самое время поискать остальных бойцов.

Высадка произошла в течении 24 минут и закончилась примерно в 20:30 по местному времени. К 10:00 вечера пехотные роты заняли блокирующие позиции вокруг аэродрома. К 11:00 утра 27 марта все десантники были собраны под своим головным штабом.

 Бойцы 173-й бригады занимают позиции (реконструкция)
Бойцы 173-й бригады занимают позиции (реконструкция)

Подготовка

За несколько дней до высадки

Когда стало ясно, что Турция не пропустит 4ю пехотную, и над группой Викинг возникла угроза невыполнения поставленных задач, по сковыванию противника. Конечно, никакой спецназ и слабовооружённые, пусть и многочисленные ополченцы не могли выступить как угроза Иракским дивизиям. Тут требовалась сила посерьёзнее.

 Боец 10-й группа спецназа (США). Часть группы уже была в Ираке на момент высадки, второй батальон группы также примет участие в прыжке.
Боец 10-й группа спецназа (США). Часть группы уже была в Ираке на момент высадки, второй батальон группы также примет участие в прыжке.

Весьма кстати, C-17 могли перевозить тяжелую бронированную технику. Было принято решение доставить необходимые войска воздушным путём.

К счастью, на территории контролируемой курдским ополчением была подходящая взлетно-посадочная полоса. 23 марта, когда Турция открыла свое воздушное пространство (по большей части вынужденно, после приземления подбитого Иракцами C-130, перевозившего на север группу спецназа), шесть С-130 уже привезли некоторое количество припасов и подразделений специальных сил. А потом случилась обычная в этих краях пылевая буря, снег. дождь, вот это всё. Погода абсолютно не лётная.

Вдобавок, качество взлетно-посадочной полосы оставляло желать лучшего. Планировщики знали, что повторяющиеся нагрузки от полностью загруженных грузовых самолетов, приземляющихся с необходимыми припасами, в конечном итоге приведут к разрушению взлетно-посадочной полосы

Итак, что мы имеем из фактов:

  1. Требовалось создать угрозу Иракским войскам с севера, продемонстрировать силу для курдских ополченцев, в чьей среде назревал раскол, и дать сигнал для Турции, имеющей интересы в этом регионе.
  2. Сухопутный путь на север был перекрыт.
  3. В наличии был аэродром с неустойчивой ВВП.
  4. Погода в регионе в это время года отличалась непредсказуемостью.

Таким образом родилась идея гибридной операции «Северная задержка» — основная часть пехоты, должна прибыть одновременно путём десантирования, техника и припасы прибывают по мере возможности, путем посадки, пока это позволит качество полосы и погодные условия. Не стоит недооценивать и соображения PR.

Полковник Мэйвилл (Командир 173-й бригады) планировал, что прыжок продемонстрирует решимость коалиции иракским силам обороны. ВВС США и десантники должны были публично прибыть в Ирак на парашютах и реактивных самолетах, готовые сражаться с Саддамом в любом месте и любыми средствами.

В армии США имелось несколько подразделений десантников, способных без предупреждения нанести глубокий удар на территорию, контролируемую противником. В 2003 году 82-я воздушно-десантная дивизия, 75-й полк «Рейнджеров» и 173-я воздушно-десантная бригада были самыми крупными соединениями, способными к десантированию.

173-я воздушно-десантная бригада

173-я бригада была основана в 1915 году, после чего несколько раз была распущена, собираясь для той или иной войны. Современная история ведется с 1990х годов. 173-я воздушно-десантная бригада являлась силами быстрого реагирования США в Европе.

Каждый солдат бригады имеет квалификацию десантника, и бригада должна быть полностью готова к переброске в любую точку мира за 96 часов. Издержки мобильности — полное отсутствие тяжелой техники, только десантируемые Хамви (Humvee - машины HAMMER) и артиллерия.

В 2003 для операций в Ираке 173-я была приписана к группе Викинг. Изначально планировалась переброска бригады вместе с 4-й пехотной дивизией через Турцию. После изменения планов Турции, к 14 марту бригада была готова отправится в Ирак воздушным путём.

Готовящиеся к высадке подразделения 173й бригады состояли из:

  1. 1-й батальон 508-ого пехотного полка ("Красные дьяволы")
  2. 2-й батальон 503-ого пехотного полка ("Скала")
  3. Рота штаба бригады
  4. Батарея "Дельта" (шесть 105-мм гаубиц) 319-го полка полевой артиллерии ВДВ (AFAR)
  5. Связные 10-й группы SF
  6. 173-я рота боевой поддержки (состав которой включал саперов, ПВО и 74-ю пехотная рота (Отряд дальнего наблюдения — ОДН)

Нет пути домой

Несмотря на то, что части бригады были готовы к переброске, планировщики считали возможным риск выведения из-строя взлетно-посадочной полосы Башур. При таком повороте событий бойцы оказывались отрезанными от пополнения тяжелой техникой, но главной угрозой была невозможность обеспечить эвакуацию раненых и травмированных солдат.

В ходе массовых тактических тренировок 173-я бригада получала 3,8% ранений, при этом показатели эвакуации составили 1,9%. Эти данные были использованы для подготовки плана эвакуации для отправки в Ирак. При количестве прыгунов в 1000 человек для планирования использовались оценки в 38 травм и 19 эвакуаций.

Стандартные оперативные процедуры (СОП) 173-го батальона при массовом тактическом прыжке включают высадку двух модифицированных батальонных пунктов оказания помощи (каждый из которых состоит из одного автомобиля, одного помощника врача и шести санитаров) и бригадного пункта очистки (Clearing station — иначе говоря полевого госпиталя). Этот пункт, являющийся модулем медицинского взвода усиления, состоит из одного офицера общей медицинской службы, одного офицера корпуса медицинской службы, восьми санитаров, двух автомобилей и специализированного оборудования. Его задача - дублировать расширенную травматологическую помощь, обеспечивать содержание пациентов и координировать воздушную медицинскую эвакуацию. Все силы и средства должны действовать самостоятельно до тех пор, пока тактическая ситуация не позволит осуществить посадку транспортных самолетов.

Однако соображение, что в течение "периода выживания" парашютный медицинский персонал будет действовать без возможности медицинской эвакуации привело к изменению в роте поддержки. Менее чем за 5 дней до начала операции из континентальной части США в Италию была направлена передовая хирургическая группа (forward surgical team — FST) 250-го медицинского отряда из Форт-Льюиса, США.

250-й медицинский отряд

 Четырехместная больничная палатка — ядро 250-го отряда. Их основная задача — оказывать хирургическую помощь раненым солдатам на передовых рубежах
Четырехместная больничная палатка — ядро 250-го отряда. Их основная задача — оказывать хирургическую помощь раненым солдатам на передовых рубежах

Десантируемая часть FST была добавлена в заявку на прыжок за 11 часов до отправления. Команда состояла из хирурга-травматолога, хирурга-ортопеда, семи человек вспомогательного персонала и двух автомобилей, укомплектованных оборудованием. Из-за строгой конфигурации самолета при позднем прибытии FST, компонент станции очистки, предназначенный для содержания пациентов (два автомобиля, тяжело нагруженные палатками и припасами, и четыре санитара), был принесен в жертву, чтобы освободить место.

Тем ни менее, самолеты (C-17), предназначенные для посадки на аэродроме Башур, через 24 часа можно было использовать для эвакуации лежачих и ходячих больных по мере необходимости. Первый и девятый самолеты были специально оборудованы средствами аэромедицинской эвакуации ВВС для эвакуации как минимум 20 пациентов в санитарных машинах в Рамштайн, Германия.

Первому игроку приготовиться

Вдали от дома

Когда началась Иракская компания десять десантников бригады из отряда дальнего наблюдения, прошедших подготовку по программе Pathfinder (Следопыт), адъютант 173-й бригады и тактический диспетчер ВВС стали первыми солдатами 173-й бригады в Ираке. Они проникли в Ирак вместе с военнослужащими спецназа, чтобы осмотреть зону высадки.

-7

Pathfinder (Следопыт) – специализация присваивается после курса, в ходе которого кандидат-следопыт учится ориентироваться в пешем порядке, устанавливать и управлять зоной посадки вертолета, устанавливать и эксплуатировать зоны сброса парашютов, обеспечивать навигационную помощь вертолетам и самолетам в воздухе.

Тем временем, в Италии помимо дополнительной медицинской части к прыжку готовился ряд других подразделений — офицеры первой пехотной дивизии, техника которой должна была прибывать через 24 часа на занятый аэродром, 2-й батальон 10-й группы спецназа, группа реагирования в чрезвычайных ситуациях и другие солдаты в общей сложности из 5 различных частей. Все они имели квалификацию десантников и могли совершать прыжок.

Самолеты прибыли из состава 62-го и 446-го авиакрыльев с авиабазы Маккорд, штат Вашингтон, и 437-го авиакрыла и 315-го резервного авиакрыла с авиабазы Чарльстон, штат Южная Каролина.

-8

C-17 — стратегический транспортный самолёт США, в его очертаниях виден дух холодной войны, разрабатывался он с 80-х годов, а поступил в части в 1995.

Утром 26 марта "Следопыты" находящиеся в Ираке передали по тактической спутниковой радиосвязи свежую информацию в вышестоящий штаб 173-го полка. Бушевавшая два дня к ряду песчаная буря утихла, местность и погода стали подходящими для проведения воздушно-десантных операций. В Италии только этого и ждали.

-9

По одному, сукины дети!

В тот же день самолеты столпились на авиабазе Авиано, явно мешая друг другу, и перенапрягая её обычные возможности. Специалисты по грузоперевозкам загрузили первые пять самолетов двадцатью тяжелыми платформами с парашютным креплением, содержащими транспортные средства, боеприпасы, топливо и т.д.. Во второй половине дня полковник Мэйвилл и 1004 десантника заняли еще десять самолетов. Шестнадцатый и семнадцатый самолеты были запасными на случай поломки.

Первые С-17 взлетели из Италии в 16:00 по местному времени, вырулив на главную взлетно-посадочную полосу. Очевидцы сообщают. что с обеих сторон взлетной полосы стояли их коллеги и члены их семей, все ликовали и размахивали американскими флагами.

Десант совершил относительно короткий полет: над Балканами и Турцией и через четыре с половиной часа вошёл в воздушное пространство Ирака. Сопровождение объединенных сил включало истребители с кораблей USS Truman и USS Roosevelt, дальний бомбардировщик B-52 для динамического подавления ПВО противника и AC-130.

Наконец, самолеты пошли на снижение, десантники, некоторые из которых дремали, оживились и поняли что скоро их выход.

 Пилот C-17: «Готовность номер один» (шучу, другая там команда)
Пилот C-17: «Готовность номер один» (шучу, другая там команда)

О приключениях десантников на земле читайте в следующей части.

Автор - Антон Захарченко, #захарченкокат