Найти тему

Ощущение "я плохой, я не достоин, мне стыдно" и история про дефективность

Здравствуйте друзья!

Много людей испытывают чувство своей неполноценности. Они полагают, что не достойны любви со стороны окружающих, испытывают повышенную чувствительность к критике, отказам, обвинениям. Постоянное сравнивание себя с другими, приводит к нескончаемым переживаниям которые заканчиваются чувством стыда за свою никчёмность. Кто эти люди, почему они всегда себя чувствуют плохими?

Сегодня речь пойдёт о стойком чувстве дефективности*, которое складывается из различных эмоциональных, мыслительных и поведенческих паттернов.

Дефективность* - нарушение целостности человека.

"Я не такой как все, я плохой" - мысли ребёнка который не получал поддержки и принятия со стороны родителей или значимых взрослых.
"Я не такой как все, я плохой" - мысли ребёнка который не получал поддержки и принятия со стороны родителей или значимых взрослых.

Люди которые считают себя плохими, испытывают данное чувство постоянно, оно всегда с ними. Оно негативно окрашено и искажено мыслительно.

Дефективность, откуда зарождается

На самом деле, в объективной реальности, если у человека нет физических/психических изъянов, назвать его дефективным невозможно, по причине того, что он таким не является. В нашем случае, мы говорим о постоянном ощущении себя дефективным из-за негативного детского эмоционального опыта.

Без исследования детства нам не обойтись. Как бы странно не звучало, но детский опыт присутствует с нами и во взрослом возрасте. Наш жизненный опыт психикой не воспринимается как прошлое/настоящее/будущее, он собран в единой точке "здесь и сейчас". Поэтому, негативные стрессовые ситуации детства могут проявляться во взрослом возрасте не осознаваемо, но так часто, что воспринимаются как личностная характеристика.

Например, ребёнок лет трёх постоянно был травмирован скандалами домашних. Он испытывал чувство страха, непонимания, отсутствия защиты и ощущения своей виновности за происходящее. Это состояние он будет помнить всегда. Эта память будет храниться в теле в виде эмоций, мыслей и поведенческих реакций. Как только будучи взрослым он попадёт в стрессовую ситуацию он моментально впадает в регрессивное состояние, обратится к своему детскому опыту трех лет. Он может кричать, плакать, избегать, тревожиться и т.д., ровно также как он делал это в детстве. В том числе, обвинять себя за происходящее.

Это состояние продолжается не долго, психика всегда стремиться к целостности (в случая длительного нахождения в этом состоянии, можно задуматься о наличие психического расстройства).

В стрессовой ситуации, психика возвращается к детскому негативному эмоциональному опыту.
В стрессовой ситуации, психика возвращается к детскому негативному эмоциональному опыту.

Как проявляется во взрослом возрасте

Во взрослом возрасте люди с чувством дефективности, чаще всего постоянно ощущают себя как:

  • непривлекательные, уродливые, страшные
  • слишком злые и не терпимые
  • слишком странные и нуждающиеся в заботе
  • скучные и не интересные
  • не достойные, виноватые
  • подавленные и неуспешные
  • не способные к достижению целей, к зарабатыванию денег
  • или "не достаточно" добившиеся в жизни, "не достаточно" достигшие чего-либо

Можно ещё перечислять множество эпитетов, но вся суть заключается в том, у человека полностью отсутствует чувство собственной ценности, которое не сформировано в детстве, а заменено чувством "дефекта"

Из-за этого поведение этих людей мешает им быть счастливыми. Оно складывается из избегания отношений, избегания принятия ответственности за себя и свои поступки, избегания чувствования и т.п. Избегание - основная поведенческая стратегия дефективности. Благодаря избеганию человек плохо входит в контакт с окружающими (весь мир угроза). Боль причиняемая чувством дефективности избегается, а не проживается, что закрывает выход личности на продуктивный и уравновешенный уровень.

Такое поведение может приводить к злоупотреблению алкоголем, расстройствами пищевого поведения, приёмом психоактивных препаратов, азартным играм, беспорядочным сексуальным связям.

Помимо избегания, дефективность и стыдливость может гиперкомпенсироваться и проявляться как: гнев; в виде сильно развитой внутренней разрушающей критикой (человек съедает себя изнутри); чувство постоянной злости (раздражения), кверулянтство (непреодолимая борьба за свои интересы настоящие и мнимые); гиперконтроль пространства (всё должно быть так как я вижу и не иначе); постоянное "прощупывание" ситуации на возможность получить критику со стороны окружающих; перфекционизм; унижение других, борьба за статус и т.д.

При гиперкомпенсации дефективности, как правило, срабатывает простой алгоритм - подумал плохо, наорал, избил, унизил, а потом мне стыдно за это. Также стыдно как в детстве, за то, что родители ругаются, а я чувствую себя виновным за их поведение. Также стыдно, когда бабушка говорила, что вот те девочки лучше меня, они умные и опрятные, а я грязнуля...

Внутренний конфликт между детской частью психики и взрослой можно выровнять при помощи психотерапии.
Внутренний конфликт между детской частью психики и взрослой можно выровнять при помощи психотерапии.

Все эти стратегии имеют общий момент - сильная внутренняя напряжённость. Сброс (канализирование) этой напряжённости проходит двумя способами. При избегании - депрессивное состояние, подавление эмоций, уход в себя. При гиперкомпенсации - возбуждённое состояние и выброс энергии на других.

Что делать?

При осознании того, что в жизни присутствует чувство дефективности и вы хотите от него избавиться, обращайтесь к психологу. Консультации по поводу актуального состояния или психотерапия помогут выйти из состояния дефективности.

Главная задача психотерапии - раскрыть внутри человека чувство собственной ценности, для того чтобы быть менее уязвимыми перед критикой, менее уязвимыми в отношениях.

Сбалансировать свою внутреннюю систему и изменить поведение:

  • входить в контакт с людьми безопасным для себя способом и поддерживать этот контакт
  • распознавать ситуации, где критика со стороны окружающих обоснована или не обоснована (в последнем случае, защитить себя)
  • научиться выстраивать границы, чтобы не регрессировать в детские состояния и ощущать себя уязвимым и беспомощным
  • научиться открываться людям, которым ты можешь довериться и считаешь нужным
  • перестать казаться идеальным или богатым, нагружать себя чрезмерными достижениями
  • перестать унижать других и бессмысленно бороться за статус.

Иными словами, начать "быть", а не "казаться", тогда всё получиться!

Пока так...

Психологическое консультирование
и психотерапия
www.psycholog-epikalova.ru