Ничто не ново под луною,
Что есть, то было, будет ввек.
И прежде кровь лилась рекою,
И прежде плакал человек,
Карамзин знал, о чем говорил. Недаром двенадцатитомник исторический сваял.
Читаешь о событиях давно минувших лет и поражаешься, до чего же кругом все запараллелено. Я имею в виду то, что события, порой кажущиеся какими-то из ряда вон выходящими, на поверку уже происходили, причем с совершенно такими же поворотами и коллизиями. Просто ты раньше об этом не знал. Вот и наше событие, разорение Тохтамышем Москвы в 1382-м году, не единственное в своем роде. Не штурм и грабежи, это-то везде плюс минус похоже, а предпосылки и сюжетные линии, взятие власти "быдлом" и последующим за этим наказанием. Вот, например, парижское восстание 1358 года, "имени" Этьена Марселя, в самый разгар жакерии. И по времени недалеко от нашего, а вот по параллелям сейчас посмотрим. Беда только в том, что источников того времени на "нашей стороне" несравненно меньше, чем в Европах. Так что придется местами *домысливать, сравнивая парижан и москвичей* - прямо вот так и буду выделять. Итак, поехали.
***
Во Франции вовсю идет Столетняя война, только-только, отгремела битва при Пуатье, где англичане взяли в плен французского короля Иоанна II, кстати, пленение Великого князя Василия II Темного - тоже оказывается не такое уж "редкое явление". Наследник, дофин, собирает деньги для выкупа папы из плена.
***
У нас тоже "война". Перманентное бодание с Мамаем и его эмирами. По накалу примерно одинаковая. Тоже пару лет назад сражение отгремело. Но с результатом противоположным. Наш "король", Дмитрий Московский, в плен не попал и сражение выиграл. Но деньги собирает так же и не менее активно. Потому как платить выход в Орду не собирается, а отстаивать это свое решение нужно обладая военной силой, которая на эти самые деньги и содержится.
***
Дофин, Карл, созывает Генеральные Штаты, и требует от них денег на вызволение папаши. В ответ, эти Генштаты, состоящие в основном из зажиточных горожан, заявляют немыслимое - а собирай-ка ты, дорогой наследник, эти денежки еще и с дворян. Что мы за вас всех отдуваемся? И, кстати, что-то много вы уважаемый тут себе позволяете, давайте мы теперь будем решать важные государственные дела своей комиссией, короля-то нет. А вы хоть и законный наследник, а все ж не король пока. Дофин, естественно, послал горожан гм... в путешествие, пешее. Париж встал на дыбы, во главе бунта оказался некий Этьен Марсель, купеческий старшина и мэр города, если по-современному.
***
Можно предположить, что и у нас было нечто подобное. Все знают, что Мамаю, по причине смерти, никто никакого выхода не платит, а князь деньги по-прежнему дерёт. *И, вполне возможно, решил еще немного налоги повысить. Главное, кому? До "царя" наши денежки не доходят, оседают в калите у князя. Что, само собой, купеческой верхушке понравиться не могло, о чем она, эта самая верхушка, всеподданнейше до князя и донесла.* Дело вполне возможное. Буквально несколько лет назад, примерно думаю по такому же вопросу, "пострадал" Некомат Сурожанин. *Оппозиция, как говорится, в наличии есть. А тут она решила зубки показать в полный рост. У князя и с церковью раздрай, и с подручными князьями не очень. Выбрали момент в общем. Мог и какой-нибудь условный Адам Москвитин Суконник (был такой персонаж в реальной истории) от лица, так сказать, лучших людей "гадостей" князю наговорить и ничего ему за это не было, по причине бурления "столицы" и недовольства москвичей.*
А на Москвѣ бысть замятня велика и мятеж великъ зѣло. Бяху людие смущени, яко овца, не имуще пастуха, гражанстии народи възмятошася и въсколибашася якои пьани.
С мэром, правда, "проблемы". Дмитрий после смерти последнего тысяцкого, его сынка, а своего двоюродного братца, претендующего на должность, отправил туда же, куда и Некомата.
***
Дофин покрутился, покрутился, в городе поддержки особо нет, ну и поехал за помощью к императору Священной Римской империи германской нации, Карлу IV Люксембургскому. Правда безрезультатно, пришлось возвращаться в Париж. Рыцарство тоже на помощь не торопилось, у всех своих дел выше крыши. Правда и вновь собранные Генеральные Штаты уже "народной любовью" похвастаться не могли. Все-таки купчишки побогаче под себя гребли, да еще дофин проявил ораторское искусство, навешал парижанам лапши на уши. Видя, что власть ускользает, Этьен Марсель собирает "самых буйных" из ремесленников и идет к дофину "в гости". Попавшихся под руку маршалов Нормандии и Шампани режут на глазах у наследника, очень правильно понимая, что так он будет много сговорчивей. Что бы в суматохе не прирезали и дофина, Марсель "коронует" его своей двухцветной шапкой, обещая тому безопасность и покровительство. Мода такая была у восставших, сине-красные шапки носить в цвета города Парижа.
Пришлось дофину стирать шоссы смириться и признать свой, упавший ниже плинтуса, статус. Но ненадолго, через месяц Карл Иванович из Парижу слинял, недаром ему потом прозвище дали - Ярослав Мудрый. Кстати, епископ Парижа на стороне восставших.
***
*Дмитрий Иванович бросился из города за помощью к "окрестным" князьям и боярам с криками наших бьют. В городе-то никакой поддержки нет.* Иначе с чего бы
И ту начашя думу думати князь же Дмитрий с прочими князьми рускими, и с воеводами, и с думци, и с велможи, с бояры старѣйшими, и всячьскы гадавше.
То есть, турнули из Москвы самых ненавистных. И вот они где-то под Москвой думу думают с подмосковными. *Видимо Дмитрий отдает приказы собирать кого можно, да идти чернь в стойло ставить. Но, потерявшего авторитет князя, не сильно и слушаются. Видимо бунт не шуточный, можно и головы не сносить. Поневоле о своей шкуре задумаешься.*
Граду же единаче в мятежи смущающуся, аки морю мутящуся в бури велицѣ, и ниоткуду же утѣшениа обрѣтающе, но паче болших и пущих золъ ожидаху
*В общем, на все приказы и, может даже уже и уговоры, получает Дмитрий резонный ответ, это княже, твои заботы, у тебя голова большая, ты и думай. Ну и поразъехались по замкам городкам по своим.*
И обрѣтеся въ князех розность, и не хотѣху пособляти друг другу, и не изволиша помагати брат брату
Ну и Дмитрий рисковать не стал и двинул в Переславль, а потом в Кострому, где безопаснее. Даже не стал испытывать свое ораторское мастерство на публике. И за семьей не заехал. Кстати, митрополит Киприан в Москве, и что-то за князем в Кострому не едет, что как бы намекает... *Допускаю, что с амвона и такие речи прихожане могли услышать. Перефразируя известную фразу, ничто так не воодушевляет бойцов на фронте, как повешенье тылового интенданта, что-то типа - ничто так не воодушевляет горожан, как изгнание сребролюбивого корыстолюбца.*
***
Пока дофин мотался вокруг Парижа, пытаясь устроить дела, объявился король Наварры Карл Злой, который не прочь был примерить корону Франции в отсутствие Иоанна II. Парень был не промах и толкнул перед горожанами речь о "насквозь прогнившем" старом режиме и "теперь мы будем жить по-новому".
Очень многим понравилось. Впрочем, это не удивительно, живые примеры постоянно перед глазами.
***
Пока Дмитрий Донской мотался вокруг Москвы, с генеральным направлением в Кострому, в город заехал литовский князь Остей, внук Ольгерда, который три раза к Москве с приступом подходил. *И так речи его горожанам по душе пришлись, что в город они его пустили и над собой поставили.*
и потом приеха к нимь въ град нѣкоторый князь литовьскый, именемь Остѣй, внукъ Олгердов. И тъй окрѣпивъ народы, и мятеж градный укротивъ.
***
Окрестности Парижа подвергаются опустошениям людьми, и дофина, и Карла Злого. А вокруг еще и восстание крестьян против дворян бушует. Впечатляющая картина. Дофин предлагает Карлу деньги и земли, что бы тот уговорил парижан сдаться. Но парижане сдаваться не желают. Карл Злой, преднамеренно заводит горожан в засаду, и тогда недовольные горожане открывают ворота дофину. Естественно Марселя убивают и все эти "новомодные реформы", пардон муа, "вертают взад". Париж жечь не стали, решили сберечь для потомков.
***
Дмитрий Московский сидит в Костроме. Под Москву, буквально "прибежал волосы назад" Тохтамыш. С налета город не взял. Но два суздальских князя, братья жены Донского, находящиеся при нем, уговаривают или обманывают горожан.
Царь вас, своих люди, хощет жаловати, понеже неповинни есте, и нѣсте достойни смерти, не на вас бо воюя прииде, но на Дмитриа, ратуя, оплъчися. Вы же достойни бысте милованиа. Иного же ничто же не требуеть от вас, развѣе токмо изыдете противу его въ стрѣтение ему с честью и з дары, купно и с своимъ княземь, хощет бо видѣти градъ сѣй и в онь внити, и в немь побывать, а вамъ дарует миръ и любовь свою, а вы ему врата градные отворите
И те открывают ворота. Тохтамыш Москву сжигает, видимо такой ценности как Париж для потомков она не представляла.
После отъезда Тохтамыша, Дмитрий Иванович возвращается на угольки и получает от "царя" ярлык на Великое княжение.
Вот такие вот параллели.
Существует несколько версий по поводу того, зачем все-таки Тохтамыш приходил и Москву сжег. Вставлю и свои "пять копеек"
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться