Найти тему

Лошадь и два волка. Притча о психологии и педагогике

Оглавление

Известно, что чем сложнее система, тем проще должны быть работающие методы. А человек ой как сложен!

Поэтому профессионалы и стремятся к простоте.

  • Математики упрощают, сокращают, приводят к "каноническому" (стандартному, понятному) виду, "выносят за скобки".
  • Физики, чтобы уловить суть, строят возможно более простые модели реальных систем, приводят реальную ситуацию к "каноническому" виду, чтобы применить общие законы.

А что же в психологии?

Притча

Или анекдот, как хотите.

Анекдот превращается в притчу, когда улавливаешь его более глубокий смысл, который определяется не текстом, а способностями "смыслоулавливателя".

Два молодых, неопытных волка загнали кобылу в угол и стали скалить зубы с очевидной целью.
Лошадь взмолилась:
- "Ну что же, попалась я, это понятно. Но прошу, выполните мое последнее желание!"
- "Хорошо,- ответили, посовещавшись, хищники. Они проанализировали ситуацию с разных точек зрения, провели SWOT-анализ и сказали.
- "Ладно, выполним, если ничего сверх естественного не попросишь".
Лошадь тогда и говорит волкам.
- "Когда меня в прошлый раз подковали, то кузнец на моих задних копытах выгравировал какую-то надпись, а я сама ее, понятное дело, прочитать не могу. Мучаюсь уже несколько месяцев".
- "Не проблема", согласились волки, и полезли под задние ноги лошади.
... У первого волка сразу вылетело и растеклось по земле вещество, которое психологи отождествляют с психикой. Второй, очнувшись на короткое время, пробормотал:
"Блин, а я-то зачем полез? Я ведь и читать-то не умею ..."

Педагогика

Два волка -это педагогика и психология. Их объединяют две вещи.

  • Обе призваны улучшать жизнь человека.
  • Обе сегодня усложнены до чрезвычайности, до абсурда.

Впрочем, есть и третье.

Обе перестали быть эффективными, перестали выполнять свою главную функцию именно в силу абсурдной усложненности.

Почему я начал с педагогики? Потому что с педагогикой сталкивался каждый и ее легче оценить "обычному" человеку.

  • Если спустя 11 лет обучения большинство людей не способны уверенно складывать (не говоря уже про деление) обыкновенные дроби (они складывают числитель с числителем, а знаменатель с знаменателем) - и это не преувеличение, - то о чем можно говорить дальше?
  • Если же к математике добавить массовую "функциональную неграмотность", неспособность понимать смысл текстов средней сложности, то ...

У меня есть две причины говорить о педагогике столь категорично.

Во-первых - опыт и возможность сравнения советской и нынешней систем обучения. Во-вторых многодесятилетние исследования методик и психологии обучения.

Педагогика сменила ориентацию, перестав быть человеко ориентированной, педагогика стала "высокотехнологичной". Пруфы - в законе об Образовании в РФ № 273.

Закон качелей

Но мы начали с утверждения:

чем сложнее система, тем проще должен быть метод. Чем сложнее метод, тем хуже он работает в сложной системе.

Здесь не буду это доказывать в силу очевидности. Но проиллюстрирую.

Я бы назвал это "Законом качелей". Чем больше опустишь одну сторону, тем выше поднимется другая. И наоборот.

В пределе любая механическая, алгоритмическая система применительно к человеку становится неработающей и вредной.

Чего стоят так называемые "технологические карты уроков", которым должен следовать учитель, если хочет получить зарплату и в следующем месяце!

В "технологии" обучения неявно заложен принцип линейного усвоения материала. Предполагается, что каждый ребенок, пройдя "1-й Закон Ньютона" не просто поймет его, но и усвоит настолько, что на следующем уроке будет способен понять и усвоить 2-й Закон, опираясь на "уже пройденный материал".

Но вот что говорил об этом недавно ушедший великий советский учитель:

"Где, кто и когда начнет восхождение к вершинам знаний, определить не только трудно, но и средствами современной педагогической науки просто невозможно".
Виктор Федорович Шаталов, "Эксперимент продолжается"

Психология

Результаты работы "кабинетных", то есть изолированных от реальной жизни психологов, "обычному" человеку оценить крайне сложно. Поэтому и проанализировать в короткой статье утверждение о неэффективности невозможно. Но принцип остается тем же, что и в педагогике.

Оценку эффективности психологии усложняет мотивированность клиентов, желание людей избавиться от душевной боли, с которой они приходят к психологам.

Вместо того, чтобы долго и нудно анализировать неэффективность современных психологических методов, я лучше приведу несколько мыслей, кратко выражающих суть.

«Чем сложнее метод, тем меньше свободы. Придерживаясь методов и правил, мы создаём себе ограничения. Если кто-то хватает тебя, бей. Все эти продвинутые техники не функциональны»
«Я не боюсь того, кто изучает 10 000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10 000 раз»
«Простота является естественным результатом совершенного развития. Гений обладает способностью видеть и выражать просто то, что действительно просто».
«Позерство и показуха, — виденье славы слабаками»
Брюс Ли

Но, возможно, вы думаете, что Брюс Ли спортсмен и потому мало что понимает в психологии?

"Не вижу никакой необходимости формулировать сложно, если можно формулировать просто. Осложнение простого — любимая игра интеллектуалов: чем непонятнее, тем лучше. Сами не до конца знаете, о чем говорите, но власть, престиж и влияние вам обеспечены".
Н. Хомский

В результате абсурдного усложнения рождаются столь же абсурдные методы. Как в педагогике, так и в психологии.

В ближайших статьях я вернусь к теме прокрастинации, покажу несостоятельность принимаемых за аксиому причин ее возникновения и приведу действительно работающую методику избавления от "Откладывания на потом".

---------------------------------------------------------------

Приглашаю вас в свою группу ВК.

На комментарии отвечаю.

----------------------------------------------------------------