Найти в Дзене
Данила-Мастер

Жизнь после смерти: Дуат, Ах и Анх в Древнем Египте

Оглавление
Изображение взято с сервиса Яндекс.Картинки
Изображение взято с сервиса Яндекс.Картинки

Тема смерти волновала людей всегда - с самых древних времён. Смерть пугала и вызывала вопросы, а её неотвратимость и загадочность вынуждали древних людей искать способы преодоления смерти. Так и зародились представления о загробной жизни.

Именно вопрос конечности жизни был той основой, на которой возникли древние религии и мифологии. Мифы, рассказывающие о конце света и жизни после смерти, содержатся практически в каждой культуре. И все они содержат в себе вполне простую мысль: смерть - это не конец. Древнеегипетская мифология - не исключение.

Душа по-египетски: Ка, Ба и Ах

Иероглифы: Ба, Ка и Ах. Изображение взято с сайта abzubov.com
Иероглифы: Ба, Ка и Ах. Изображение взято с сайта abzubov.com

Прежде чем рассматривать устройство загробного мира египтян, остановимся немного на самом понятии “человек”, каким его видели в Древнем Египте.

Центральное понятие в жизни человека - это Ка. Это довольно сложное понятие, споры о котором ведутся египтологами до сих пор. Среди синонимов можно найти следующие: личность, характер, индивидуальность и даже судьба.

Можно сказать, что Ка - это некая божественная идея, которая воплощается в каждом человеке. И идея эта строго индивидуализирована - она как бы уже содержит в себе представление о каждом конкретном человеке, содержит его прообраз и его черты. То есть, Ка каждого человека уникально и неповторимо.

Иными словами, Ка - это персонифицированный божественный замысел. При этом человек может слиться со своим Ка, а может игнорировать его. Стремление к слиянию со своим Ка, со своим замыслом - это и есть цель жизни для египтянина.

Создание человека по образу Ка. Изображение взято с сайта abzubov.com
Создание человека по образу Ка. Изображение взято с сайта abzubov.com

После физической смерти Ка человека покидает тело, оставаясь жить в скульптурном изображении, установленном в гробнице.

Погребальные статуи Ка. Изображения взяты с сайта abzubov.com
Погребальные статуи Ка. Изображения взяты с сайта abzubov.com

Ещё одна категория личности человека - Ба - переводится египтологами как душа, энергия или сила. Это то, что наполняет душу человека жизнью: эмоции, чувства, переживания.

После смерти человека Ба, как и Ка, отделяется от тела и продолжает жить на небе в виде птицы. Собственно, Ба изображалось именно в виде птицы с головой человека.

Ба. Изображения взяты с сайта abzubov.com
Ба. Изображения взяты с сайта abzubov.com

Но лишь одна сущность достойна пребывания в загробном мире - это Ах.

"Ах предназначен небу, тело предназначено земле". Тексты Пирамид

Ах - это сияние, просветлённость. Это то, к чему стремился каждый египтянин. И состояние это возможно достичь лишь после смерти и лишь тем, кто вёл праведный образ жизни. И символом такой жизни был Анх - египетский крест.

Слева: символ Анх. Справа: иероглиф Ах. Изображения взяты с сервиса Яндекс.Картинки и сайта abzubov.com
Слева: символ Анх. Справа: иероглиф Ах. Изображения взяты с сервиса Яндекс.Картинки и сайта abzubov.com

Строго говоря, Ах - это личность, в которой слился божественный замысел Ка и собственная воля человека, пожелавшего слиться со своим Ка.

Теперь перейдём к описанию загробного мира.

Загробный мир: Дуат

Образ загробного мира, Дуата, в египетской культуре глубок и поэтичен.

Первоначально считалось, что загробный мир расположен на небе. Собственно, в переводе с древнеегипетского Дуат - это “сумеречная зона”, или “закатное небо”. Однако позднее Дуат “переместился” под землю. При этом важно понимать, что Дуат и христианский ад - совсем не одно и то же, несмотря на схожесть “расположения”.

Царём и главным судьёй (стражем) Дуата являлся бог Осирис. Его помощником был бог Анубис, отвечавший за подготовку человека к загробной жизни (мумификацию и бальзамирование). Именно Анубис готовил Ах для загробной жизни.

Осирис и Анубис - стражи Дуата. Изображения взяты с сайта abzubov.com
Осирис и Анубис - стражи Дуата. Изображения взяты с сайта abzubov.com

Анубис также осуществлял функции стража (судьи) на суде Осириса - своеобразном аналоге Страшного Суда. Загробную жизнь ещё нужно заслужить…

Согласно представлениям египтян, сердце каждого человека взвешивалось Анубисом в Дуате на специальных весах - ведь именно сердце являлось вместилищем рассудка и воли человека. Именно поэтому сердце не доставалось из тела при мумификации, в отличие от других органов.

На вторую чашу весов, против сердца, клалось перо богини Маат, богини справедливости и порядка.

Слева: суд Осириса. Справа: изображение богини Маат. Изображения взяты с сайта abzubov.com
Слева: суд Осириса. Справа: изображение богини Маат. Изображения взяты с сайта abzubov.com

Если сердце человека было на одном уровне с пером или даже легче него, значит, человек прожил добродетельную жизнь и достоин права отправится в “рай Осириса”. Если же сердце покойного перевешивало “перо истины”, то в таком случае орган съедался чудовищем Амат, и человек навсегда отправлялся в инобытие.

Египетский рай: поля Иару

Праведник, чьё сердце легче пера Маат, мог рассчитывать на вечное пребывание в Иару (Иалу) - египетском аналоге рая. Он как бы воскресал из мёртвых для новой, загробной жизни.

Дословно “поля Иару” с египетского переводится как “поля тростника” (или камыша). Это даёт нам представления о фауне и ландшафте райской обители, а также о том, что даже загробная жизнь не освобождала от работы в полях. Однако, в отличие от реальной жизни, в полях Иару всю работу за умершего делали ушебти - статуэтки, которые клались в могилу.

Слева: поля Иару. Справа: статуэтки ушебти. Изображения взяты с сервиса Яндекс.Картинки и сайта abzubov.com
Слева: поля Иару. Справа: статуэтки ушебти. Изображения взяты с сервиса Яндекс.Картинки и сайта abzubov.com

Подводя итог всему вышесказанному, стоит подчеркнуть, что представления египтян о душе и загробном мире являются, по мнению многих исследователей, свидетельством особой чуткости египетского мироощущения, что выражалось в господстве нравственных идеалов над материалистическими в египетском обществе.

В следующих статьях мы непосредственно перейдём к изучению египетского погребального обряда.

Оставайтесь с нами!