Тема смерти волновала людей всегда - с самых древних времён. Смерть пугала и вызывала вопросы, а её неотвратимость и загадочность вынуждали древних людей искать способы преодоления смерти. Так и зародились представления о загробной жизни.
Именно вопрос конечности жизни был той основой, на которой возникли древние религии и мифологии. Мифы, рассказывающие о конце света и жизни после смерти, содержатся практически в каждой культуре. И все они содержат в себе вполне простую мысль: смерть - это не конец. Древнеегипетская мифология - не исключение.
Душа по-египетски: Ка, Ба и Ах
Прежде чем рассматривать устройство загробного мира египтян, остановимся немного на самом понятии “человек”, каким его видели в Древнем Египте.
Центральное понятие в жизни человека - это Ка. Это довольно сложное понятие, споры о котором ведутся египтологами до сих пор. Среди синонимов можно найти следующие: личность, характер, индивидуальность и даже судьба.
Можно сказать, что Ка - это некая божественная идея, которая воплощается в каждом человеке. И идея эта строго индивидуализирована - она как бы уже содержит в себе представление о каждом конкретном человеке, содержит его прообраз и его черты. То есть, Ка каждого человека уникально и неповторимо.
Иными словами, Ка - это персонифицированный божественный замысел. При этом человек может слиться со своим Ка, а может игнорировать его. Стремление к слиянию со своим Ка, со своим замыслом - это и есть цель жизни для египтянина.
После физической смерти Ка человека покидает тело, оставаясь жить в скульптурном изображении, установленном в гробнице.
Ещё одна категория личности человека - Ба - переводится египтологами как душа, энергия или сила. Это то, что наполняет душу человека жизнью: эмоции, чувства, переживания.
После смерти человека Ба, как и Ка, отделяется от тела и продолжает жить на небе в виде птицы. Собственно, Ба изображалось именно в виде птицы с головой человека.
Но лишь одна сущность достойна пребывания в загробном мире - это Ах.
"Ах предназначен небу, тело предназначено земле". Тексты Пирамид
Ах - это сияние, просветлённость. Это то, к чему стремился каждый египтянин. И состояние это возможно достичь лишь после смерти и лишь тем, кто вёл праведный образ жизни. И символом такой жизни был Анх - египетский крест.
Строго говоря, Ах - это личность, в которой слился божественный замысел Ка и собственная воля человека, пожелавшего слиться со своим Ка.
Теперь перейдём к описанию загробного мира.
Загробный мир: Дуат
Образ загробного мира, Дуата, в египетской культуре глубок и поэтичен.
Первоначально считалось, что загробный мир расположен на небе. Собственно, в переводе с древнеегипетского Дуат - это “сумеречная зона”, или “закатное небо”. Однако позднее Дуат “переместился” под землю. При этом важно понимать, что Дуат и христианский ад - совсем не одно и то же, несмотря на схожесть “расположения”.
Царём и главным судьёй (стражем) Дуата являлся бог Осирис. Его помощником был бог Анубис, отвечавший за подготовку человека к загробной жизни (мумификацию и бальзамирование). Именно Анубис готовил Ах для загробной жизни.
Анубис также осуществлял функции стража (судьи) на суде Осириса - своеобразном аналоге Страшного Суда. Загробную жизнь ещё нужно заслужить…
Согласно представлениям египтян, сердце каждого человека взвешивалось Анубисом в Дуате на специальных весах - ведь именно сердце являлось вместилищем рассудка и воли человека. Именно поэтому сердце не доставалось из тела при мумификации, в отличие от других органов.
На вторую чашу весов, против сердца, клалось перо богини Маат, богини справедливости и порядка.
Если сердце человека было на одном уровне с пером или даже легче него, значит, человек прожил добродетельную жизнь и достоин права отправится в “рай Осириса”. Если же сердце покойного перевешивало “перо истины”, то в таком случае орган съедался чудовищем Амат, и человек навсегда отправлялся в инобытие.
Египетский рай: поля Иару
Праведник, чьё сердце легче пера Маат, мог рассчитывать на вечное пребывание в Иару (Иалу) - египетском аналоге рая. Он как бы воскресал из мёртвых для новой, загробной жизни.
Дословно “поля Иару” с египетского переводится как “поля тростника” (или камыша). Это даёт нам представления о фауне и ландшафте райской обители, а также о том, что даже загробная жизнь не освобождала от работы в полях. Однако, в отличие от реальной жизни, в полях Иару всю работу за умершего делали ушебти - статуэтки, которые клались в могилу.
Подводя итог всему вышесказанному, стоит подчеркнуть, что представления египтян о душе и загробном мире являются, по мнению многих исследователей, свидетельством особой чуткости египетского мироощущения, что выражалось в господстве нравственных идеалов над материалистическими в египетском обществе.
В следующих статьях мы непосредственно перейдём к изучению египетского погребального обряда.
Оставайтесь с нами!