“Решение уйти” (Decision To Leave/Hyeeojil gyeolsim) – новая криминально-поэтическая драма южнокорейского режиссёра Пак Чхан-ука (Park Chan-wook).
Режиссёр тут "обманул" корейское кино. Обычно у них сильно слоистые сложные истории раскрываются в самом конце лаконичным ответом, почему всё происходило именно так. Здесь же история подошла к загадке вплотную в финале, зритель остался осведомлён, а главный герой только озадачился, что же произошло, что же за загадку ему подкинула его любимая женщина.
Сюжет Decision To Leave
В центре истории детектив Чан (по-английски его имя звучит так Jang Hae-joon, по-русски для простоты буду называть его Чан) из Пусана. Он женат, но его жена Ан проживает в Ипо, где работает на АЭС. У них брак выходного дня. Они в браке уже 16 лет, и выработали привычку друг к другу. Он привык, что она его контролирует, она привыкла, что убийства для него важнее.
Чан расследует гибель мужчины, тело которого нашли у подножия Масляной горы. Это дело увлекает Чана, он отодвигает другое, которое они называют тут как Чхилькодонское дело. У него завязываются отношения с Сон Сорэ (Song Seo-rae), женой погибшего. И то, что Ан находится в другом городе, позволяет ему чувствовать некую свободу в общении с Сон Сорэ. Отношения принимают серьёзный оборот, на этом история только начинается.
Вообще это не назвать ни традиционным триллером, ни традиционным детективом. Это смесь жанров – расследование, немного нуара и дорама (неслучайно же Сон Сорэ так их любит, потому логично добавить её элементы и в общее повествование). Местами начинает казаться, что авторы перегибают палку с возвышенностью, но, к счастью, вовремя останавливаются и переводят действие в адекватное русло. В итоге получается цельная картина с продуманным повествованием.
Составные элементы фильма Decision To Leave
Тонкая игра с понятиями меня очень тронула. Чан – талантливый детектив, собранный и опрятный. Он словно оправдывается перед Сон Сорэ, когда они гуляют под дождём, говоря, что его костюмы разные, просто похожи внешне: “Я слежу за собой”. Причём его моменты гигиены выражаются только в том, что он бреется, когда едет в своём автомобиле, но ничего другого нет. Зато очень выразительно отображается момент слежки детектива за объектом. Режиссёр ломает границы между инструкциями и личными желаниями. Чан не просто выполняет долг, получая информацию, важную для расследования, он превышает полномочия – он хочет сам больше знать об объекте. Сон Сорэ интересует его как женщина, а не как тот, кто совершил преступление. Сцены слежки тут показаны очень необычно. Очень ярко показано, как выглядит пересечение границ – это и неловко, и странно одновременно, как то, что блестящий детектив от женщины перестаёт использовать в работе логику.
Тема разрушения (деструктивных отношений) тут идёт базовым подтекстом. Она выражается и на примере того, как профессионал теряет своё лицо из-за чувств, и как женщина рушит жизнь, вступая в нездоровые отношения. Более того, она осознанно вступает в такие отношения, чтобы преследовать того, кто уже занят и не может ей принадлежать. Тема разрушения как такового перетекает в саморазрушение. Я вспомнила образ, созданный Джейком Джилленхоллом в “Бархатной бензопиле” Дэна Гилроя – Морфа Вандеволта, который относится к моим любимым экранным героям. В самом начале фильма он предстаёт хрестоматийным стереотипным высокомерным представителем элитного слоя Лос-Анджелеса. Мир искусства, галерея, он – приближенное лицо самой влиятельной хозяйки галереи, на чьё мнение ориентируются другие искусствоведы. Но, попав под влияние своей ассистентки Джозефины, он постепенно преображается. Сначала он порхает, буквально не касаясь земли ногами, а стараясь всё время успеть за Джозефиной, теряет своё лицо, опускаясь всё ниже и ниже, пока постепенно не падает. На дне его ожидает открытие, что его возвышенное мнение использовалось в корыстных целях, а сам он вовсе не так важен, как ему казалось. Именно эта арка героя, который из уверенного в себе превращается в беспомощного и скучного, показалась мне общей для Чана и Морфа. А Чан в итоге уже не тот уверенный в себе детектив, у кого слежка – профильная деятельность, в финале фильма перед зрителем предстаёт человек с погасшим взглядом, он уже не так пристально следит за собой, он по-прежнему страдает бессонницей. Но он так уныло выглядит, что и не сказать, что он страдает бессонницей – она словно его прикрытие, чтобы быть грустным без Сон Сорэ. Его отношения с женой рушатся окончательно, хотя до этого бесконечные обсуждения того, что они могут его поддерживать, уже подавали тревожные звоночки.
Интересно то, как построено изображение в “Решении уйти” с точки зрения восприятия. Необычно то, как показана реальность – порой камера смотрит глазами погибшего. Я ещё ни разу не видела этого в других фильмах, чтобы прямолинейно иллюстрировали то, что видит погибший перед смертью. В одной из сцен Чан делится с Сон Сорэ, что многие жертвы обнаруживаются на месте преступления с открытыми глазами: “Я всегда обещаю себе найти того, кого он видел последнего”. Но ведь это очень амбициозная уверенность, что погибший видел того, кто его убил. Чан тут скорее хочет больше произвести впечатление на понравившуюся ему девушку. Он тут словно “раздваивается”, зрителю уже не ясно, правду он говорит или красуется. Он как платье, которое неясно до конца, какого цвета – синее или зелёное. Тем не менее это очень любопытный приём, который заставляет следить за происходящим внимательнее и рассуждать, что же именно пытается рассказать режиссёр. Скорее всего, так он подводит к развязке, намекая на последнюю сцену. Возможно, подсказки с медузой в воде, про которую говорила Сон Сорэ, с развееванием праха с горы Хоми, с использованием переводчика в телефоне, чтобы донести свою мысль точнее, были составными частями ответа для самого Чана. Ответа на вопрос, который у него появился в финале.
Загадочное происшествие под скалой напомнило мне “Пикник у Висячей скалы”. Но прелесть в том, что это не слепое копирование, а осмысление истории загадочности в 21 веке, в новом кинематографе. У Питера Уира это была загадка, загадкой это и осталось. Природа не считает нужным оправдываться за свои действия перед человеком. У Пак Чхан-ука есть ответ, что случилось. Он показывает это в деталях. Специалист по работе с нелегальными мигрантами находит отдушину в скалолазании. Он покоряет Масляную гору. Гора так называется потому, что камень такой гладкий, что по нему скользишь, как по маслу, сорваться очень просто. А забираясь, легко заработать мозоли на “мягких как губы ладонях”. Но при этом Пак Чхан-ук подливает масла в огонь загадочности: он водит зрителя за нос, показывая постоянно то, как детектив заливает глазные капли в свои пересохшие, уставшие от бессонницы глазницы, ещё он напускает тумана метафорически (через песню “Туман”, которую любит Сон Сорэ) и через туман, висящий по утрам, сквозь дымку которого мало что может привидеться.
Интересно то, что в азиатском кино часты включения морских жителей. В “Олдбое” был осьминог, в “Сядь за руль моей машины” – минога, в “Решении уйти” – медуза. Осьминог – это символ спирального движения, что в контексте сюжета “Олдбоя” логично. Испуганный осьминог выпускает облако из чернил, что отсылает к таинственности и связи с какими-то пугающими силами. Происходящее вокруг О Дэ Су, главного героя фильма, похоже на заговор, от которого он сначала сходит с ума, а потом постепенно выясняет причину. В “Сядь за руль моей машины” рыба минога названа благородной, которая не прилипает к другим рыбам, она прилипает к камню и качается на волнах. И вот это качание благородной рыбы в некотором роде отсылает к принятию боли, которую так или иначе сулит жизнь и отношения в ней – нужно стойко принимать удары, быть спокойным, словно этот посыл скрывает минога.
Медуза в “Решении уйти” значит неуловимость, красоту, скрытность и уравновешенность. Сон Сорэ говорит в сцене, когда укладывает спать Чана, что есть приём, чтобы прогнать бессонницу – нужно повторять дыхание того, кто рядом и представить себя медузой, у которой нет ни носа, ни глаз, она просто плывёт в толще воды. И вот это смешение символов – бесчувственное движение в воде и общая неуловимость с красотой – отражают элементы, из которых состоит новая история Пак Чхан-ука.
***
Этот фильм хорош в плане художественного воплощения идеи, каких-то метафор и возвышенности. Я могу понять, почему Пак Чхан-ук получил приз в Каннах за режиссуру этого фильма. Потому что простой сюжет оформлен витиевато, планы сложно и богато построены, что хочется пересмотреть ещё раз на то, как именно сделана та или иная сцена.
И мне понравился финал. Его я посчитала необычным для этого фильма. В итоге Сон Сорэ выбросила себя в океан, в тёмные воды, где её никто не найдёт.