Желто-синие автомобили милиции – это чисто советское изобретение. В других странах мира подобного нет и не было. В отличие, например, от пожарных авто. Они почти везде красные.
Почему в СССР милицейские автомобили красили в «канареечный» цвет? И почему это резко перестали делать в конце 80-х? На эти вопросы попробую ответить в статье.
Советская милиция
Она долго формировалась, в соответствии с названием вышла из «народного ополчения». И с окрасом авто была такая же ситуация. До 1953 года использовались автомобили в тех цветах, в которых они производились и попадали на службу.
То есть в правоохранительных органах не видели смысла в перекрашивании авто. Если машина была бирюзовой, то она оставалась бирюзовой. Если автомобиль был черным, то он таким и оставался.
Потом несколько лет на милицейские авто наносили лишь синюю продольную полосу. А в 1956 году машины правоохранителей стали красить в синий цвет. Правда, оттенки были разные. Где-то был синий – яркий и приятный. Где-то сероватый – под цвет милицейской формы, можно сказать.
В 1962 году милицейские автомобили стали красить в бирюзовый цвет. Сложно сказать, почему именно было принято такое решение. Есть версия, что машины решили сделать менее мрачными, под цвет милицейских рубашек.
Однозначного ответа на вопрос о том, почему машины милиции стали бирюзовыми, нет.
Всё в очередной раз поменялось в 1969 году. Автомобили милиции стали красить в желтый. Это проще объяснить.
Дело в том, что к 1969 году в СССР, а тем более в Москве поток автомобилей значительно вырос. Поэтому полицейские машины «терялись в толпе». То есть в потоке они уже не были заметны. А это было нужно. В большинстве случаев.
Конечно, если авто находится в засаде, то чем оно менее приметное, тем лучше. Но на дорогах водители должны были издалека видеть милицейские автомобили и пропускать их.
Бирюзовые авто были незаметны, как я уже отметила.
Революция
Сами милиционеры не могли принять решение, какой цвет лучше использовать. Поэтому ведомство обратилось во Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. Там дизайнеру подумали, всё взвесили и рассказали, что лучше всего красить милицейские автомобили в желтый цвет.
А потом они еще немного подумали и заявили, что нужно наносить на бока машин синюю полосу – для еще большей заметности.
МВД учло мнение дизайнеров. И с тех пор милицейские автомобили стали красить в лимонно-желтый, его еще называли «канареечным».
Была такая даже пародийная песенка на манер «Я готов целовать песок, по которому ты ходила»:
«Вижу тень наискосок,
Желтый бобик с полоской синей.
Я готов целовать песок,
Лишь бы он проехал мимо!».
Чувствуется народная любовь.
Почему милицейские машины перестали красить в желтый
От этой яркой краски отказались в 1988 году. Причем довольно резко. Есть три версии относительно того, почему так случилось.
Первое предположение:
в Советском Союзе банально возник дефицит желтой краски. Поэтому было принято решение от неё отказаться. Насколько эта версия правдоподобная – большой вопрос. Раньше же эту краску производили в больших количествах. Государство её закупало. Что изменилось? Но допустим.
Вторая версия, на мой взгляд, более правдоподобная. Советский Союз под руководством Михаила Сергеевича Горбачева стал ориентироваться на Запад, на Америку. А там полицейские машины красили в белый и черный (темно-синий) цвета. Нашему лидеру хотелось, чтоб и в Советском Союзе подобное было.
Наиболее правдоподобная версия. Согласитесь, что Горбачев хотел дистанцироваться от того СССР, который был раньше. Не зря же при нем был взят курс на перестройку. А желто-синие машины четко ассоциировались с временами Леонида Ильича Брежнева.
Третья версия:
где-то там, во властных структурах, пришли к выводу, что желтые машины слишком заметны. Если организовывать засаду, то такие авто не подходят. Сомневаюсь, что эта версия верная, хотя бы потому что желтый окрас начали использовать в 1969 году. Неужели нужно было 19 лет, чтобы понять, что желтый – это слишком заметный цвет? Думаю, что нет.