Найти в Дзене
Журнал «Фотон»

Как советский нарком за одну конференцию изменил мировое представление о «варварской России»

В центре - Георгий Чичерин, нарком иностранных дел РСФСР и СССР
В центре - Георгий Чичерин, нарком иностранных дел РСФСР и СССР

Октябрьская революция открыла многим людям путь в большую политику. Посты, которые ещё вчера передавались по наследству высшей аристократией, стали получать выходцы из средних и низших слоёв общества. И справлялись с ними просто превосходно – от военных командиров, которые начинали управлять боевыми частями в 18 лет, до дипломатов, впервые попавших на важные конференции.

Среди них особо выделяется личность, про которую сегодня мало говорят – Георгий Васильевич Чичерин. Происходил из древнего рода Чичериных, который к концу 19 века постепенно обеднел, хотя и оставался при деньгах. Хорошее состояние родителей позволило Чичерину получить блестящее образование. С детства увлекался музыкой, был полиглотом.

Жизнь побросала его по Европе. Быстро он проникся левыми политическими идеями и стремлением освободить рабочий народ во что бы то ни стало. На период Первой Мировой войны оказался в Великобритании, где пропагандировал идеи пораженчества и отстаивал интересы рабочего класса. Сидел в тюрьме, откуда был выпущен в 1918 году после нескольких обращений в Британский МИД Львом Троцким.

После этого начинается его карьера как дипломатического деятеля. Став заместителем Троцкого в наркомате иностранных дел, Чичерин практически сконцентрировал на себе основные задачи. Это было связано с тем, что Троцкий принимал деятельное участие в формировании Рабоче-крестьянской Красной армии и гражданской войне. Многие дипломатически успехи молодой Советской России того времени – заслуга Чичерина.

Можно рассказать про многое, но особо выделяется один эпизод. Главной проблемой внешней политики для Советской России стал тотальный бойкот мировых держав. Страны Антанты хотели видеть в России марионеточное правительство, которое позволило бы им и дальше черпать ресурсы из нашей Родины. Большевики же собирались строить мощное независимое государство. Однако непризнание СССР в дипломатической плоскости накладывало ряд ограничений, которые и необходимо было решить.

В апреле 1922 года была инициирована Генуэзская конференция, где необходимо было решить послевоенные вопросы. По мимо территориальных уступок страны Антанты собирались обговорить с Советской Россией выплаты царских долгов, от которых большевики отказывались. Возглавлять советскую делегацию должен был лично Ленин, но на тот момент он уже серьёзно болел. Поэтому во главе дипломатической миссии приехал тогдашний нарком иностранных дел Чичерин.

Перед приездом советской делегации в европейской прессе была развёрнута настоящая компания по дискредитации большевиков. Они представлялись варварами, пришедшими к власти с помощью силы, неспособные связать и двух слов. Всё это осуществлялось с подачи белой эмиграции, которая уже в избытке присутствовала на Западе после гражданской войны. Советские делегаты изучили газеты и прекрасно понимали, как их воспринимает мировая общественность.

Участники конференции
Участники конференции

Первый день конференции был чистой формальностью. Делегации проявили благодарность Италии, как стране где проводится конференция и прочитали речи о намерениях. Разговоры шли на французском, как на языке международного общения, и на итальянском - языке страны-хозяйки конференции. Все делегации выступили, и право перешло к советской делегации.

Георгий Чичерин прочитал речь сначала на французском языке. Потом перешёл на итальянский в знак уважения к хозяевам. В этот момент Ллойд Джордж, премьер-министр Великобритании, решил что-то спросить у своего переводчика, так как не до конца понимал один из языков. Чичерин, увидев это, начал вести разговор с ним на английском. После этого немецкая делегация задала вопрос, на который советский нарком начал отвечать на немецком.

Приезда варваров не случилось. Журналисты, присутствовавшие на первом дне конференции, на следующий же день начали выпускать статьи с извинениями перед большевиками. Так, всего за один день, советский нарком разрушил миф об отсталости русских, который культивировался на Западе веками. После этого начались дипломатические баталии, которые так же закончились благоприятно для советской стороны.

Был заключён Рапалльский договор с Германией, фактически выводящий СССР из международной политической изоляции. Впоследствии и другие страны официально признали СССР и начали вести с ним экономические и политические отношения. К слову, белая эмиграция очень болезненно восприняла эти шаги и посчитала это предательством со стороны «братской Европы». Первый Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви за рубежом выпустил обращение, в котором призвал не допускать со стороны европейских государств признания СССР как государства. Однако они были не услышаны.

Рапалльский договор
Рапалльский договор

Впоследствии Чичерин отойдёт от дел и напишет ряд работ уже по музыке, о Моцарте, которые актуальны до сих пор. Узнали бы мы про такой талант, если бы не Великий Октябрь? Навряд-ли. Он открыл дорогу многим молодым талантам, которые обогатили нашу историю и культуру и показали всему миру – неважно, из какой ты социальной среды и какого достатка. Если государство подлинно народное, если правительство не играет на руку буржуазии, а хочет развития для своих граждан, если во главе угла стоит не прибыль, а общество – даже из обычных крестьян получится первый в мире космонавт.

Об этой и многих других интересных историях можно подробнее прочитать в сборнике воспоминаний советской делегации, который так и называется «Генуэзская конференция».

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы.

#фотон #общество #политика #ссср #история