«Во всем мне хочется дойти до самой сути...»
Б. Пастернак.
Все наши публикации о Высоцком, в том числе и настоящая, подтверждают ошибочность утверждения В. Максимова [Владимир Емельянович Максимов (настоящее имя Лев Алексеевич Самсонов; 1930-1995) — русский писатель, политический эмигрант, основатель и главный редактор парижского журнала «Континент»]:
«... Высоцкий не поэт, а социальное явление...».
Сорок две иллюстрации к произведениям Высоцкого - это единый цикл, начатый Шемякиным в середине 1980-х годов (тогда были сделаны первые восемь рисунков) и завершенный в 2011 году. Число сорок два выбрано не случайно - ровно столько лет прожил Высоцкий. Мы считаем, что иллюстрации гениального Шемякина и его видение песен своего гениального друга очень интересны. Давайте посмотрим на иллюстрации Шемякина, прочитаем его комментарии к ним и еще раз послушаем песни Высоцкого.
Ответ на песню «Охота на волков».
Уже три года — в день по пять звонков,
Меня к себе зовут большие люди,
Чтоб я им пел «Охоту на волков».
Конечно же, зачастую Высоцкий принимал приглашения «больших людей». Они оказались довольно разными. В большинстве своем, несмотря на солидные звания и чины, это были трусливые карьеристы, которые решили, что если они «общнутся» с Высоцким, карьера их от этого не рухнет.
Тем более, что, по достоверным слухам, это позволяли себе те, имена которых произносили с трепетом и вполголоса. Были среди тех, кто хотел услышать песню о волчьем племени, и сами действительно к нему принадлежащие. Их было немного, но в душу Высоцкого они запали. Несколько высоких чинов сами в годы сталинских чисток прошли лагеря и тюрьмы, снова поднялись до высокого чина, но иногда им хотелось услышать те песни, которые будили боль в душе и сердце. Были среди них и старые разведчики, прожившие под чужими именами долгие десятилетия вне России. И у первых, и у вторых сквозила в глазах какая-то нечеловеческая тоска. Быть может, действительно — волчья.
Один из больших разведчиков, а попросту — «шпион, вернувшийся с холода», распивая с Высоцким бутылку виски, к которому он пристрастился на чужбине признался:
«Там чувствовал себя одиноким волком, вернулся тридцать пять лет спустя... И здесь человеком себя не могу почувствовать... Там стая не своя, да здесь в основном с псами общаюсь. Как это там у тебя в одной из песен:
Я живу, но теперь окружают меня
Звери, волчьих не знавшие кличей».
Но после визита к одному из «больших людей» Высоцкий перестал отвечать на подобные приглашения. Эта впечатляющая встреча была отражена в заключающем «Волчий цикл» стихотворении Ответ на песню «Охота на волков». Рассказывая Шемякину предысторию этой песни, Высоцкий не мог сдержаться и снабжал повествование «крепким словцом».
Поздно вечером Высоцкого попросили приехать с гитарой к одному немаловажному государственному чину. Правительственный дом, охрана... Дверь открыла миловидная прислуга и провела по длинному коридору, покрытому ковром, в большую, хорошо обставленную комнату, где нашего барда встретило свинообразное существо в добротном заграничном костюме.
А дальше все было, как в скверном анекдоте. Высоцкий пел, существо пило дорогие коньяки и одобрительно взвизгивало, часто бегало в туалет и, возвращаясь, дружески хлопало Высоцкого по плечу, пыталось совать ему в карман мятые денежные бумажки и несло какую-то высокопарную чушь. «Охоту на волков» Высоцкий пропел трижды. И прежде чем отключиться на кожаном диване, существо блевануло на ковер и, подозвав Высоцкого, просипело в ухо, что песня про отчаянных, преследуемых волков совсем не о волках, а о нем самом и его друзьях: «О нас это, Володя, о нас!»
Стихов о волчьем племени Высоцкий действительно больше не написал.
В своем рисунке Шемякин постарался почти документально отразить то, о чем рассказал ему Высоцкий.
Уважаемые читатели! «Библиотека для чтения» предлагает Вашему вниманию проекты:
- «Перфоманс. Библиофильский детектив» в LXXXIV главах, 50 частях. Закончен.
- «История СССР в 456 газетах». Будет закончен в 2022 году к 100-летию образования СССР.
- Книги (Нобелевские лауреаты. Книги авторов по заказу читателей. Превью букинистических аукционов. Редкие и уникальные издания). Будет всегда.
- Высоцкий (Прижизненные публикации. Интересные издания). Будет всегда.