Сепарация — это процесс стремления к автономии, обретения самостоятельности и независимости. Не все люди к этому стремятся, так как иногда намного приятнее и спокойнее, когда есть те, кто решает лучше. Тем более что сепарация не гарантирует денег, благ и всяких бонусов – над всем эти нужно постоянно работать.
Но если у вас в мыслях периодически появляется мысль, что вы живете как-то не так, и вы устали быть в постоянной зависимости от кого-то, чьего-то мнения, и вам просто некомфортно, то предлагаю почитать немного теории, возможно это про вас.
Для успешной сепарации необходимы желание, терпение, силы и то самое стремление к автономии у ребенка (даже если вам 20, 30 или 40 лет) и выдержка, готовность дать ребенку (даже если ему 20, 30 или 40 лет) возможность проявить самостоятельность, терпение и выдержка у родителей. С обеих сторон это проходит сложно и тяжело, так как приходится сталкивать с неопределенностью, непредсказуемостью и собственной беспомощностью. Здесь опять появляется понятие личные границы, точнее формирование личных границ — физических, финансовых, эмоциональных.
В теории Э. Эриксона прекрасно определено, что происходит в определенные периоды взросления человека, и в зависимости по какому пути идет это взросление мы можем встретить как 18-летнего взрослого человека, так и 45-летнего инфантильного ребенка.
Ниже приведена обобщенная периодизация, но в ней отражена суть, что происходит с человеком в эти периоды:
До года после рождения у человека формируется базовое доверие к миру. И человек через которого формируется доверие – в основном мать (или тот человек, который находится рядом больше всего в этот период). Когда развитие в этот период проходит по нормальной линии, то у ребенка формируется доверие к миру: он получает любовь, признание, привязанность, удовлетворение своих потребностей. Если развитие проходит по ненормальной линии, то у ребенка формируется недоверие к миру: в результате пренебрежения матери, игнорирования, отсутствия внимания, эмоциональная и физическая изоляция.
В период 1-3 года формируется автономия или зависимость. В первом случае в ребенке развивается самостоятельность и уверенность, ребенок себя уже отделяет от родителей, появляются первые истерики. Во втором случае у ребенка формируется сомнение в себе, чувство стыда, сомнение не позволяет ему совершать элементарные действия, ощущает свою неприспособленность.
В период 3-7 лет происходит социализация, появляются новые люди, новое общение. Развивается инициативность и уверенность в себе или пассивность. Период работы воображения, активного изучения внешнего мира, подражания взрослым либо же вялость, отсутствие инициативы, подавленность и инфантильное чувство зависти к другим детям.
Период 8-12 лет – развитие трудолюбия или чувства неполноценности. В ребенке проявляется выраженное чувство долга, стремление к достижениям, развиваются коммуникативные качества. Появляются новые интересы, ставятся перед собой задачи и решает их, активное усвоение действий, ориентированных на решение задачи. Либо развивается избегание сложных задач, соревновательных ситуаций, проявляется острое чувство неполноценности, обреченности и чувство бесполезности прилагаемых усилий.
Период 13-18 лет – идентичность или смешение ролей. Самый сложный период, когда ребенок требует полного признания своей самостоятельности и взрослости. К этому добавляется требование личного пространства, свободы передвижения, ослабления родительского контроля. В этот период происходит чаще всего жизненное самоопределение, строятся планы на будущее: Каким быть? Кем быть? Активный поиск себя, эксперименты в разных ролях. Проявление лидерства или подчинения. Или же застревание в прошлом больше, чем мысли о будущем. Концентрация внимания больше на познание себя, чем познать возможности внешнего мира. Процесс самоопределения замедляется.
После 18 лет - период ранней взрослости. Период характеризуется тем, что человек начинает строить свою самостоятельную жизнь и осуществлять свои планы. Или же не строит, а живет той жизнью, к которой приучили.
Предлагаю вашему вниманию картинку, на которой представлены признаки того, что какой-то из этапов сепарации прошел неправильно и сепарация с родителями не случилась.
Выбор всегда делает сам человек. Отсутствие действия - это тоже выбор!
Всем комфорта и добра.
Ваш психолог Марина Ерёменко
Запись на консультацию +7 914 673 3907 (Telegram, WA, Viber)
Группа ВК Марина Ерёменко
Телеграм Марина Ерёменко
Автор: Марина Юрьевна Ерёменко (Малах)
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru