Найти тему
Учу сына говорить

Какая риторика с алаликом?

В Ульяниной гимназии, при подготовке к школе, риторику выделяют в отдельный предмет, уделяют ей внимания столько же, сколько и математике. И проводят обязательно устный экзамен. Дети думают, что с ними просто мимоходом беседуют: директор гимназии и несколько учителей (все по отдельности).

Риторика - это ораторское искусство, филологическая дисциплина, изучающая законы и правила построения речи.

Цель занятий риторикой: выявление и развитие речевых способностей детей.

Что помогает достичь:

- развивать коммуникативные умения;

- учить эффективно общаться в разных ситуациях;

- формировать умение излагать свои мысли последовательно;

- учить убеждать, отстаивать свою точку зрения;

- развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.

К 7 годам дошкольник должен знать:

Словарный запас:

  • знать обобщающие слова;
  • знать из чего состоят предметы;
  • владеть достаточным количеством глаголов;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • правильно использовать предлоги времени и пространства;
  • хорошо ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы, дни недели, части суток;
  • пересказывать текст;
  • уметь составлять рассказ по картинке;
  • уметь рассказать о событии собственной жизни.

"Дайте ребенку картину, и он заговорит" К.Д. Ушинский

-2
-3

Ульяна занималась, и мы с Яриком планируем заниматься риторикой по пособию Ломоносовской школы.

Когда ребенок с трудом произносит заученные фразы - родитель подумает: какая риторика? Хоть понимать его немного начали!

Но чем раньше начнется знакомство ребенка с возможностями родного языка, тем более грамотной и гармоничной личностью он вырастет. Овладение приемами риторики избавит его от стрессов и волнений, стеснения.

Что поможет:

– Дыхательные упражнения;

– Упражнения на дикцию;

– Скороговорки;

– Картинки для описания;

– Сказки, истории, стихи;

Скороговорки:

👅 Кукушка купила ушат, решила купать кукушат.

👅У Ивашки – рубашка, у рубашки – кармашки, кармашки у рубашки, рубашка у Ивашки.

👅Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки.

👅В нашей пуще чащи гуще.

👅У бабы бобы, у деда дубы.

👅До города дорога в гору, от города – с горы.

👅От топота копыт пыль по полю летит.

👅У пеньков опять пять опят стоят.

👅Булку, баранку, батон и буханку пекарь испек спозаранку.

Первый раз скороговорка читается медленно, вдумчиво. Необходимо сразу определить — о чем эта скороговорка. Что в ней происходит, как мы относится к ее героям. Затем, прочитывая второй и третий раз, можно увеличивать темп, соблюдая общую ритмическую структуру, ударными точками которой являются наши игровые паузы — хлопки и притопы

Игры:

Игра «Корзинка» на развитие слуховой памяти.

Вы говорите: «Я кладу в свою корзинку яблоко». Ребенок должен повторить и добавить что-то от себя: «Я кладу в свою корзинку яблоко и книгу». Далее вы повторяете всё перечисленное и добавляете что-то ещё и так далее. Играете, сколько сможете. Подобные тренировки помогают развивать объем памяти.

Игра " Сказка"

Прочитайте любую любимую сказку. Нарисуйте с ребёнком всех персонажей этой сказки (или пусть ребёнок сам нарисует). Вырежьте персонажей из бумаги. Это будет ваш импровизированный кукольный театр. Разыграйте эту сказку по ролям, используя нарисованные фигурки. Проиграйте сказку несколько раз, меняясь ролями. Помогайте ребенку подбирать нужную интонацию для своих героев. Пусть он поиграет голосом – порычит, повздыхает, поохает. Пусть максимально выдаст всю гамму чувств своего персонажа. Если поначалу у него не будет получаться, покажите пример.

Игра на расширение словарного запаса.

Называйте ребенку существительные, к которым он должен быстро, как можно больше, подобрать прилагательные. Например:

–солнце (яркое, круглое, большое, огромное, жёлтое, огненное),

–лес (хвойный, лиственный, темный, густой, дремучий, зелёный, зимний, весенний),

–поросёнок (розовый, шустрый, большой, маленький, толстый, смешной, забавный),

–слон (большой, серый, сильный, могучий, добрый, умный, мощный, красивый, большеухий, толстокожий),

–кошка (гибкая, свободолюбивая, независимая, серая, рыжая, черная, ловкая, быстрая, активная),

–дом (большой, многоэтажный, одноэтажный, каменный, деревянный, кирпичный, бетонный, многоквартирный, деревенский, соломенный),

–море (синее, большое, красивое, бурное, солёное, глубокое).

Называйте существительные, к которым ребёнок должен подобрать глаголы:

–корова (мычит, бодается, ест траву, кормит телёнка, даёт молоко, спит, пьёт воду),

–лягушка (прыгает, квакает, сидит в болоте, плавает, ловит комаров),

– повар (готовит еду, ест, пробует, чистит овощи, режет мясо, варит компот, крошит салат),

–водитель (водит машину, слушает радио, смотрит на дорогу, ремонтирует машину, заправляет машину бензином, жмёт на педаль, крутит руль, пьёт чай),

-солнце (светит, греет, пылает, движется, садится, встаёт, прячется, выглядывает, заходит, слепит).

Называйте прилагательные, к которым ребёнок должен подобрать существительные:

–розовый (закат, поросёнок, цветок, плед, полотенце, фламинго, майка, телефон, щёки, руки, нос),

–быстрый (интернет, гепард, реакция, человек, падение, взлёт, ответ, бегун, поезд),

–пёстрый (петух, бабочка, картина, рисунок, сон),

–красивый (цвет, цветок, собака, кошка, мысль, картина, стихотворение, сказка, песня, человек, фон, лес, натюрморт, дерево, природа),

–лёгкий (шар, мысль, решение, дыхание, задание, одежда, сумка, выбор).

-4

Разговаривайте со своими детьми!

Делитесь своими впечатлениями с ребёнком.

Только систематические занятия с ребенком могут дать положительный результат!