30 мая 1431 года в Руане на костре погибла Жанна д’Арк, Освободительница Франции, чей уникальный образ до сих пор будоражит умы и не дает покоя исследователям.
За пятьсот с лишним лет Орлеанской Деве было посвящено множество книг, статей, пьес, кинофильмов и научных работ, и можно с полной уверенностью сказать, что их поток не уменьшится, ибо ее удивительная история поражает воображение и полна загадок. Уникальность этой светлой исторической личности проявляется в каждом штрихе ее биографии и в огромных масштабах ее посмертной славы.
Достаточно сказать, что Жанна – единственная за всю мировую историю в 17 лет занимала пост главнокомандующего вооруженными силами страны, она единственная в истории жертва инквизиции, которую римская церковь оправдала и даже причислила к лику святых, она единственная женщина в истории, чье дело церковный суд разбирал трижды (и дважды оправдал). Ее безупречные личные качества, полководческий талант, патриотизм, личная храбрость, наконец, сама мученическая смерть ее сделала из Орлеанской Девы святую в народном сознании Франции за сотни лет до того, как ее под именем Благочестивой Жанны канонизировала католическая церковь. Церковь, которая осудила ее на смерть, выполняя политическую волю своих истинных хозяев, а затем оправдала, выполняя волю хозяев новых, уже ничего не могла ни добавить, ни убавить к ее образу. Жанна д’Арк принадлежит не церкви и даже не Франции, она – законная гордость всего человечества. Вспыхнув звездой во мраке средневековой истории, она метеором пронеслась за два года перед глазами изумленных современников, исчезла в дыму костра и вскоре вновь зажглась на небосводе истории.
Историю Жанны при всем желании нельзя отнести к разряду самосбывающихся пророчеств, хотя неграмотная пастушка из деревни Домреми, старшая из четырех дочерей простого крестьянина Жака д’Арка без сомнения знала о пророчестве жившего во времена короля Артура волшебника Мерлина, предсказавшего, что Францию погубит порочная женщина и спасет невинная дева из Лотарингии. И действительно, порочная женщина погубила Францию. С пророчеством народ связывал имя распутной и продажной Изабеллы Баварской, жены душевнобольного короля Карла VI, которая в мае 1420 года устроила подписание мирного договора с англичанами в Труа. Согласно этому предательскому договору французская корона после смерти короля переходила к Генриху V английскому, а сын короля и Изабеллы, Карл лишался прав на французский престол.
Истерзанная Франция изнемогала в столетней войне, пылали деревни, большая часть страны была оккупирована, остальная подвергалась бандитским набегам и разграблениям вооруженных шаек. Измученный народ, деморализованная армия, патриотически настроенное дворянство – все ждали чуда, ждали Спасительницу, ждала ее и Жанна. До нее многие французские экзальтированные девушки объявляли себя Лотарингскими Девами, и проверка каждый раз показывала их несостоятельность. Но Жанна, учитывая ее светлый ум, присущий ей здравый смысл, природную скромность и здоровую психику, никогда бы не вообразила себя Девой, если бы в этом ее не убедили «Голоса». Девушке с 13 лет являлись святые Михаил, Екатерина и Маргарита и внушали, что она избрана Богом для великого дела спасения ее Родины.
Голоса и видения Жанны д’Арк невозможно обойти вниманием при изучении ее истории. С религиозной точки зрения они объяснимы: разумеется, это были названные ею святые, а сама ее миссия есть не что иное, как промысел Божий. Но материалистически настроенных исследователей они всегда приводили в некоторое смущение. Действительно, многое можно объяснить с позиции науки и здравого смысла. Хорошо известно, что слуховыми и зрительными галлюцинациями часто сопровождаются различные виды психических расстройств, таким образом и пытались объяснить феномен Орлеанской Девы некоторые серьезные ученые в 20 веке. Религиозная экзальтация, абсолютная уверенность в своем великом предназначении, передающаяся окружающим помимо их воли, сильная интуиция, дар внушения и самовнушения, и, наконец, наличие пророчества и общая мистическая настроенность общества того времени – все эти объективные факторы, безусловно, имели место и сыграли свою роль во всей этой невероятной истории. Но проблема для материалистов в том, что никакой религиозной экзальтацией и самовнушением нельзя объяснить те ясные и четкие указания, которые она получала от Голосов и полное подтверждение тех фактов и информации, которыми она от них располагала. Истории известны ее пророчества, которые исходили от нее при дворе короля Карла и во время судилища в Руане. Они полностью сбылись. Как же объясняли с рациональной позиции эти факты? Никак.
Как не пытайся объяснить эти Голоса, именно благодаря им Жанне удалось выполнить свою миссию. Нет сомнений, что она их слышала, ее посещали видения, и она была абсолютно убеждена, что они принадлежат святым Екатерине, Маргарите и архангелу Михаилу.
НАЧАЛО ПУТИ
В январе 1429 года Жанна тайком ушла из дома в Вокулер, пришла к коменданту крепости и попросила доставить ее в Шинон ко двору дофина Карла, чтобы исполнить возложенную на нее Богом миссию: снять осаду с Орлеана, короновать дофина в Реймсе и изгнать английских захватчиков из Франции. Нетрудно догадаться, какова была первая реакция коменданта крепости Робера де Бодрикура – он рассмеялся ей в лицо. Все последовавшие за этим события: куры, которые вдруг перестали нестись, паломничество жителей изо всех окрестностей и их твердая уверенность, что они видели Лотарингскую Деву, наконец абсолютная, просто фатальная убежденность Жанны в своей миссии заставили его изменить свое мнение о ней. 12 февраля комендант в сопровождении многочисленных слуг и охраны с факелами в руках лично явился в дом простого горожанина Анри Ле Ройе, предоставившего ей кров.
Во время беседы Жанна сообщила ему, что в этот день французские войска потерпели поражение в битве за Орлеан, и виноват в этом он, Робер де Бодрикур, который задерживает ее в Вокулере. Это открыли ей Голоса.
Комендант был поражен: известия из Орлеана могли прийти только за десять дней, откуда же девушка знает о поражении?
Де Бодрикур поклялся, что если ее сведения подтвердятся, он немедленно предоставит ей вооруженную охрану и снабдит личным письмом к дофину. Ровно через десять дней он выполнил свое обещание, ибо информация Жанны оказалась совершенно точной: 12 февраля 1429 года французы проиграли битву при Рувре, которая известна истории как «селедочное сражение».
Горожане снарядили Жанну в путь, она получила от коменданта вооруженных провожатых (ее также сопровождали братья и несколько односельчан) и отправилась во главе своего маленького отряда в Шинон через Шампань, находившуюся в руках англичан, и Бургундию, союзницу Англии. В этом опасном и чрезвычайно трудном пути, их, как она потом говорила, незримо сопровождал архангел Михаил, благодаря которому они благополучно прибыли ко двору дофина.
ШИНОН
Карл долго колебался, давать ли ей аудиенцию, часть придворных была настроена решительно против, другие советовали принять ее, коль скоро она утверждала, что была посланницей Бога. Наконец решили выслушать странную девушку, но устроили проверку: Карл спрятался за спинами придворных, а на его место сел один из пажей. Вошедшая в зал Жанна, не обратив никакого внимания на пажа, отыскала глазами Карла и поклонилась ему. На присутствующих это произвело огромное впечатление. Как она сама объясняла на суде, Карла указал ей архангел Михаил. Дофин с Жанной отошли в сторону, где она предъявила ему некие доказательства своей правоты, о которых впоследствии отказалась говорить на инквизиционном судилище.
После оправдательного процесса, состоявшегося через 25 лет после гибели Жанны, стало широко известно, что именно она ему сказала во время их первой встречи в Шиноне. Карл попросил знамения, знака, который бы указал ему на то, что ее Голоса идут от Бога, а не Сатаны. И тогда Жанна ответила ему на мучивший его вопрос о законности его рождения и прав на французский престол. Она поведала ему, что Бог внял его просьбе разрешить его сомнения, с которой он обращался в своей тайной молитве, и выполняет ее при помощи своей посланницы. Жанна подтвердила ему, что только он является законным государем, и ее миссия заключается также в том, чтобы короновать его в Реймсе, сделав таким образом дофина королем. Получив доказательства от Жанны, дофин воспрял духом и обрел на какое-то время мужество и решительность, но сейчас же определенная часть его окружения и, прежде всего, министр Ла Тремуйль и архиепископ Реймский, известный современникам под прозвищем «святая лисица», постарались заронить сомнения и страхи в его слабой душе. «Вы сказали, Ваше высочество, что Голоса открыли ей тайну Вашей молитвы, но ведь эта тайна ведома не только Богу, но и дьяволу. Вам надо быть осторожным с этой женщиной!».
Следует отметить, что с самого начала появления Жанны в Шиноне при дворе дофина образовались две сильные партии сторонников и противников Девы. Последние еще сыграют свою роковую роль в ее судьбе, но в этот момент чаша весов склонялась в ее пользу. Итак, дофин проникся к Деве доверием, но свое слово еще должна была сказать церковь, и церковь его сказала после окончания напряженной работы авторитетной комиссии в Пуатье.
ИСПЫТАНИЕ
Сначала убедились в ее девственности. Это было важно, потому что по представлениям того времени каждая ведьма высокого уровня власти (именно это было позднее вменено ей в вину) должна была иметь сексуальные контакты лично с дьяволом. Жанна оказалась Девой.
Далее пятнадцать известнейших богословов своего времени в течение трех недель подвергали неграмотную девушку изнурительным допросам, расставляли ловушки, задавали такие казуистические вопросы, на которые трудно было правильно ответить даже искушенным в священном писании клирикам. Все их ловушки и хитрости разбивались, как о каменную стену, об ее здравый смысл, искренность, убежденность в вере и в своей миссии. Вот один из наиболее известных эпизодов тех допросов, который прозвучал на Оправдательном процессе. Доминиканский монах, член комиссии, задал ей вопрос: «Ты говоришь, что Бог желает освободить Францию. Бог велик и всемогущ, не так ли? Зачем же тебе солдаты?», на что последовал немедленный ответ, который вызвал всеобщее восхищение: «Бог помогает лишь тем, кто сам себе помогает. Солдаты будут сражаться, а Господь дарует им победу».
Объективная комиссия, состоявшая из верных слуг дофина, не нашла в девушке ничего подозрительного, и Карл распорядился допустить ее к армии. Так начался боевой путь Жанны д’Арк. Она прибыла из Пуатье в город Тур, где ее снабдили доспехами и боевым конем, а затем в Блуа, откуда должен был начаться поход на Орлеан.
Во время подготовки кампании произошло еще одно событие, которое нельзя было объяснить ничем, кроме вмешательства высших сил: Жанна точно указала место, где лежит приготовленный для нее меч – в часовне Сент-Катерен-Фьербуа. Этим мечом был вооружен франкский король Карл Мартелл - победитель сарацинов в битве при Пуатье в 732 г., и он же должен быть у Девы.
Весть о Деве стремительно разошлась по городам и весям измученной страны, под ее знамена собиралось народное ополчение, она окрылила французов надеждой, прогнала уныние и вдохнула в них веру в победу. При ней малодушные становились мужественными бойцами, трусы – героями, солдаты готовы были идти в бой за Францию и Деву. Она и была для них живым воплощением Франции - высокая стройная черноволосая и черноглазая девушка на боевом коне в белых сверкающих доспехах со старинным мечом на поясе и победным знаменем в руках.
Надо отметить, что ни один художник того времени не написал прижизненного портрета Жанны, поэтому все что мы знаем о ее внешности - она была черноволосая и черноглазая. Кстати, изображения Иисуса Христа тоже никто не делал при Его жизни...
САМАЯ МОЛОДАЯ КОМАНДУЮЩАЯ АРМИЕЙ В ИСТОРИИ
Поразительно, но исторический факт: неграмотная деревенская девушка уверенно взяла в свои маленькие, но крепкие руки управление армией и добилась великолепных успехов, проявив незаурядный полководческий талант и организаторские способности. За короткий срок она добилась железной дисциплины в войсках, ликвидировала в них разврат и пьянство, заслужила непререкаемый авторитет у своих капитанов.
Последнее было особенно сложно и непостижимо: опытные ветераны, закаленные в сражениях бойцы, известнейшие военачальники, наконец, бесшабашные «сорви-головы», не желавшие подчиняться ни Богу, ни дьяволу, ни королю, оказались в подчинении у семнадцатилетней деревенской пастушки, и она усмирила их, заставила поверить в себя и повела от победы к победе. Они были кумирами народа, надеждой Франции – капитан и будущий маршал Франции Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир, молодой и талантливый граф Дюнуа, маршал де Буссак, сеньор де Сентрайль, адмирал де Бруссак, еще один будущий маршал барон Жиль де Рэ, принц крови герцог Алансонский, исполнявший обязанности начальника ее штаба. Их имена теперь хорошо известны истории лишь потому, что они были соратниками Орлеанской Девы. Все они далеко не сразу смогли принять Жанну как своего военного начальника.
Она была необходима им как знамя, как источник веры в победу, без нее они не могли ничего, с ней были способны на все, но планировать военные операции, руководить войсками, сражаться на поле брани должны они, а не хрупкая девочка, почти ребенок!
Но Жанна д’Арк быстро дала им понять, что не собирается быть только номинальным главнокомандующим. В этом набожном и кротком создании таились такая решительность и сила воли, соединенные со светлым умом и здравым смыслом, что самые отчаянные головорезы вынуждены были беспрекословно подчиниться и признать священной ее власть над ними – власть, которая была дана ей Богом.
Продолжение следует.