20 лет назад компания Porsche вышла на рынок SUV, первый "паркетник" в истории марки получил имя Cayenne. Он относится к важнейшим столпам глобального успеха немецкой компании – во всем мире продано уже более миллиона единиц модели, которая с 2002 года успела сменить три поколения и привлечь к бренду много новых клиентов. Самое время вспомнить историю одного из бестселлеров Porsche.
Кроссовер, а не минивэн
В начале 1990-х Porsche переживала один из самых серьезных кризисов в своей истории. Компания несла убытки, а к 1991 году продажи сократились до 23 тысяч машин, тогда как пятью годами ранее их было почти 50 тысяч. Пик кризиса был достигнут на рубеже 1992 и 1993 годов, когда покупателей нашли только 14.362 автомобиля Porsche. С выходом модели Boxster в 1996-м фирма начала выбираться из сложной ситуации, однако руководство понимало, что культовый 911 и новая среднемоторная модель не смогут обеспечить предприятию успешное будущее. Поэтому появились планы создания "третьего Porsche", но четкого понимания, к какому сегменту он будет относиться, еще не было.
В итоге руководством Porsche было принято решение в пользу кроссовера, а не минивэна. В Штатах, которые являлись самым крупным рынком для Porsche, SUV были особенно популярны, кроме того, тогдашний председатель правления Венделин Видекинг не упускал из виду и растущий азиатский рынок.
Разрабатывать новый автомобиль было решено вместе с Volkswagen в рамках совместного проекта, получившего внутреннее название Colorado. Задача была сформулирована предельно четко: нужен мощный, динамичный, но при этом пятиместный семейный автомобиль, подходящий для любых дорог, – "спортивный внедорожник с ДНК Porsche", как называли его разработчики. Название модели, Cayenne, образовано по имени столицы Французской Гвианы.
В 1998 году последовало официальное заявление: Porsche Cayenne и VW Touareg разделят одну платформу. Несмотря на идентичную архитектуру, каждый производитель использовал поначалу собственные двигатели и собственные настройки ходовой части. Компания Porsche занималась разработкой общей платформы, а Volkswagen поделился технологиями производства, необходимыми для массового выпуска. Подготовка к серийному производству обоих SUV велась в тогда строго засекреченном центре в Хеммингене.
Разработка Cayenne к этому времени была завершена – спустя несколько недель Porsche презентовала новинку на Парижском автосалоне. Выпуск родственного Touareg был налажен на заводе Volkswagen в словацкой Братиславе. Оттуда же поставлялись окрашенные кузова Cayenne – окончательная сборка производилась в Саксонии.
Идея
В основе создания лежит образ летучей мыши из черного леса. Этот же образ был перенесен в рекламную компанию для презентации автомобиля -
как летучая мышь из Черного леса. Cayenne. Третий Порше.
Ночь. Штутгардский лес (все мы понимаем, что это за Черный лес). Силуэт автомобиля и включенные фары. Остается только дорисовывать образ автомобиля в своем воображении.
Первое время на выбор покупателям были доступны две версии с 4,5-литровыми моторами V8 – Cayenne S (340 л.с.) и Turbo (450 л.с.), который мог развивать максимальные 266 км/ч. Оба варианта располагали системой постоянного полного привода Porsche Traction Management (PTM), распределяющей тяговое усилие между передней и задней осями в соотношении 38:62.
Также у Cayenne имелась раздаточная коробка с понижающей передачей, а еще это был первый Porsche с пневмоподвеской PASM, которая помогала и на бездорожье (дорожный просвет мог быть увеличен до 27,3 см). Позже появился базовый Cayenne с 250-сильной "шестеркой" 3.2 от Volkswagen, а в начале 2006 года дебютировала версия Cayenne Turbo S с "табуном" из 521 "лошади" под капотом, за что отвечал 4,5-литровый битурбо-V8.
В 2007 году в ходе планового обновления модели в линейку Cayenne была добавлена еще одна модификация, получившая приставку GTS в обозначении (под капотом располагался 4,8-литровый атмосферный V8 с 405 л.с.). Отдачу топовой версии Turbo S подняли до 550 л.с. В 2008-м подоспел Cayenne Diesel с 240-сильным V6 TDI, ставший первым в истории Porsche автомобилем с мотором на тяжелом топливе.
Всего с конвейера сошло около 276 тысяч Cayenne первого поколения. Проект Colorado удался – Porsche вышла на прибыльность и попутно укрепила сотрудничество с Volkswagen.
Так летучая мышь из Черного леса спасла Porsche от разорения, а мир увидел Porsche Cayenne.