Принято считать, что на Востоке полно мудрецов и они постоянно что-нибудь, да говорят. Например, что Твое тебя всегда найдет. В Сарае кого только не было, в том числе и мыслителей хватало. Сложно сказать, общались ли с ними, за пиалой - другой араки, русские князья, обязательно-принудительно приглашенные к хану, или нет, но судьбу свою они находили там не редко.
После смерти в 1313 году хана Тохты, мало стабильная ситуация на Руси грозила вообще выйти из-под чьего бы то ни было контроля. На доминирование Твери, поддержанное ярлыком на Великое княжение, выданным Михаилу Ярославичу, косо смотрел и Новгород, и Московский князь Юрий Данилович.
Нет, не то чтобы они оспаривали волю Орды, тут особо не попикируешься, но и радости не выражали. Пока Тверской князь опирался на власть Тохты, никто не осмеливался открыто выступать против его господства, но как только…
Новый наследник ставки Джучи - Узбек, став ханом принял не только власть, но и хозяйство. По заведенному не им Закону, все вассалы должны были прибыть в Сарай и подтвердить, или нет, свой ярлык на управление соплеменниками. Поехал и Михаил Ярославич.
Тут то и началось, точнее продолжилось. Для начала, шведы в 1314 году взяли Ладогу, а следом, при помощи карелов, Кексгольм, что ныне Приозерск. Терпение Новгородцев оказалось совсем не без границы - представители власти Твери были изгнаны с территории торговой республики.
Их можно понять, выход в Орду тверичи собирают исправно, постоянно бубнят про то, кто должен руководить церковью, а защищать перед иностранным супостатом честь, достоинство и территориальную целостность, так нет, не в состоянии, видите ли.
Свято место пусто не бывает и в Новгород тут же прибыл Федор Ржевский - управленец из Москвы. Юрий Данилович пользовался любыми возможностями для того, чтобы привлечь на сторону своего княжества каждого влиятельного сторонника. Не влиятельных, они с отцом притаскивали силой. Как удавалось в 1303 - Можайск, а в 1305 - Кострому и в 1311 году захватить Нижний новгород, где теперь сидел князем его брат Борис.
Все когда-то начатое, когда-то заканчивается. Вопрос только чем или как. В 1315 году Михаил Тверской убедил в полной своей лояльности хана Узбека и вновь получил ярлык на Великое княжение Владимирское. Что уж там он наговорил, но тут же на его место - почетного пленника Сарая, был вызван главный забияка Руси - Юрий Данилович Московский.
Не то что вернуться из Орды, было делом не простым, что очевидно, так туда еще доехать надо. Образовался некий национальный обычай, состоящий в том, чтобы очернить родственника перед Ордой, добиться вызова его “на ковер” татарский, а затем организовать сеть засад, целью которых, было “случайное” убийство княжича, якобы руками лихих людей.
А чего, мало ли кого с кистенем на дорогах встретить можно. К тому же, само понятие дороги было относительно - леса, да болота. Самая спокойная часть пути - степь. В плане безопасности и та, и другая были примерно одинаково непредсказуемы.
Более того, территория Орды все же представляется менее опасной - если хотели убить, то делали это уже по достижению цели, то есть в Сарае. А вот на русских землях - шалишь, тут ухо держи востро - за каждым поворотом “привет от родственников”.
Не известно как, но опытный и дерзкий воин Юрий Данилович, оказался еще и блестящим дипломатом. Он не просто расположил к себе хана Узбека, он стал родственником, женившись на его сестре Кончаке. Орда проявила огромную заинтересованность в некоем союзе именно с Москвой, поднимая ее значимость на невиданную до этого высоту.
Заметьте, женился Московский князь в Сарае, где Православный священник сочетал их браком, по соответствующему обряду. Более того, перед этим невеста стала Агафьей, то есть совершила конфессиональный переход, со всеми надлежащими таинствами. Получается, что Орда с этого момента делала основную ставку на Московского князя, но пока оставляла Великим князем Владимирским Михаила Тверского. Уроки Рима - разделять и властвовать, учили не только в Европе.
В Китае говорят, что улицы полны мудрецов. Вот только распространяется сия максима не только на Поднебесную. В Орде их хватало. Как китайских, так и из других регионов необъятной империи Чингизидов.
Да, бывают примеры, когда мыслители обретаются на улицах и кухнях, но никак не посещают дворцы. Чего не скажешь об Улусе Джучиевом. Так что, теорию и практику дипломатии и управления государством, там было кому развивать и применять - своих Макиавелли хватало.
А у тех хватило ума, догадаться, что лучше сделать Своим того, от кого ты ждешь подчинения. А не является ли свадебка лучшим способом в этом деле.
В браке, как известно, участвуют двое, а в династическом варианте - две стороны. Так вот, с другой стороны, то есть Юрия Даниловича, несомненно есть свое разумение в родственных связях с могущественным свояком.
К тому же, решая вопрос политический, он вершил и свою судьбу. В конечном итоге в Орде он находил то Свое, что по мнению восточных мудрецов, неизбежно.
Продолжение следует.