Найти тему
Сайт психологов b17.ru

3 ошибки психолога в работе с подростками

Многие психологи боятся работать с подростками, ссылаясь на их нестабильность, зависимость от родителей, незрелость и многое другое. Ну а я очень люблю работать с ними и много работаю. Уже прошла абсолютно разные успешные и неуспешные случаи, как в индивидуальной работе, так и в групповой, работая только сама как психолог и в паре с психиатром, с большим включением родителей и практически без родителей. Общаясь с коллегами и приобретая собственный опыт, все чаще вижу, что помогает в работе, а что, наоборот, мешает. С каждым годом я все осознаннее и профессиональнее как специалист.

Сегодня хотела бы поговорить о том, что чаще всего мешает психологу быть эффективным с подростком. Это те места, с которыми я и сама часто сталкиваюсь в своей практике, и уже могу распознать и обезвредить. Можно выделить 3 самых распространенных ошибки:

1. Конкуренция с родителями.

Это тот случай, когда психолог уверен, что знает подростка лучше родителей, умеет больше родителя и может гораздо лучше с ним договариваться, а родители у него какие-то болваны, что сами не догадались или не делают. Крайностью такого подхода может становиться полное исключение родителей, их мнения, правил и пожеланий из работы, прямая деструктивная критика родительских действий, как на консультации с родителями, так и с подростком.

Побочные эффекты: подросток в позиции жертвы, так и не научившийся принимать себя и других, включаться в общество с правилами и уважать чужие интересы; конфликт с родителями и прекращение сотрудничества.

Решение: Если заметили за собой соревновательный дух, в следующий раз просто делаем глубокий вдох, потом хорошо выдыхаем. Полегчало? Теперь активно вспоминаем, что мы не боги, а лишь только психологи, а родители тоже не боги, а лишь только родители. И с этим пониманием и сочувствием к родителям начинаем сотрудничество.

Временами со стороны проблемы подростков с родителями действительно могут казаться простыми и легко решаемыми, если только... (и здесь у каждого своя иллюзия). На деле для родителя с его личным опытом и высокой значимостью отношений с отпрыском (а ведь не мы рискуем потерять связь со своим ненаглядным ребеночком, а родители!) это может казаться непосильным. И наша задача - аккуратно помочь родителю справиться.

2. Принятие полярно эмоционального рассказа подростка за истину.

Многие психологи чересчур трепетно относятся к поддержке клиентов (не только подростков) в их чувствах. Настолько трепетно, что сразу верят, например, когда клиент эмоционально рассказывает, что учитель в школе специально со свету сживает, или что родители жестокие абъюзеры и психопаты, и начинает вместе с подростком планировать оборонительные действия. Тем временем, рассказ подростка чаще отражает его эмоциональное видение, чем абсолютную истину. Стоит помнить, что мышление подростка под влиянием гормонов и с недостатком опыта довольно полярно, импульсивно и максималистично. Реальность может оказаться менее категоричной (например, комментарии учителя внешнего вида могут оказаться не унизительными нападками на вкусы и выборы ребенка, а попытками донести до него общие школьные правила).

Побочные эффекты: подмена работы над состоянием подростка контролем дискомфортных реакций окружения, и как следствие - повышение тревожности и раздражительности подростка, снижение толерантности к дискомфорту; конфликт с родителями, развитие конфликтов семьи подростка с окружением.

Бывает и другая крайность у этой ошибки: игнорирование реальной опасности, недоверие к подростковым рассказам, обесценивание его эмоций.

Решение: эмпатическое восприятие видения подростка как мнения, а не как абсолютной истины, работа с эмоциями и картиной мира.

3. Выученная беспомощность психолога.

Некоторые психологи, чаще имеющие опыт работы в бюджетных учреждениях или воспринимающие опыт коллег из этих учреждений как истину, генерализуют случаи отказа родителей от сотрудничества на всех родителей. Подходя к работе с родителями с уверенностью в отказе, чаще всего эти психологи ведут себя либо избегающе (не дают родителям исчерпывающей информации о состоянии ребенка и возможных вариантах родительской помощи), либо агрессивно контролирующе (сразу критикуют действия родителей с позиции силы или пугают их страшными последствиями бездействия).

Побочные эффекты: Такие действия часто ведут к протестным или избегающим реакциям родителей (часто им становится страшно, раз даже психолог уже так остро реагирует, и тревога дает последствия) и подтверждают опыт несотрудничества. Подростки, в свою очередь, берут из такого взаимодействия опыт бессилия (ничего невозможно изменить, проблема очень страшная, раз даже родители и психологи не могут помочь и пугают друг друга) и недоверия родителям и психологу (они и сами не умеют договариваться и сотрудничать).

Решение: сначала предлагайте родителям сотрудничество, включайте их в работу, потом делайте выводы. А лучше просто относитесь ко всем препятствиям в работе как к интересным задачам, которые вы сможете решить. Верьте в себя и свой профессионализм👍

Ну а мы с коллегой возобновляем психотерапевтическую группу для подростков по воскресеньям. Присоединяйтесь😉

Автор: Луиза Владимировна Боженко
Психолог, Учу счастливо жить

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru