Найти тему
Группа НКО «Гарант»

«НКО, если они хотят работать эффективно, должны развиваться "рывком"»: интервью с Мариной Михайловой

Разбираемся, что такое «вирус общественника», почему он так «заразен» и как НКО продолжать развиваться в новых условиях

Директор Центра социальных технологий «Гарант», Марина Евгеньевна Михайлова
Директор Центра социальных технологий «Гарант», Марина Евгеньевна Михайлова

Марина Евгеньевна, вы часто работаете в регионах, видите разные НКО. Скажите, проблемы организационного развития в каждом регионе свои, или в целом похожи, независимо от того, где находится некоммерческая организация?

Есть три вида НКО:

- активисты-общественники – это неравнодушные люди, которые объединились вокруг какой-то проблемы. Такие энтузиасты существуют за счет личных ресурсов и подчас, готовы вынести из дома все, что нужно, лишь бы реализовать свои идеи.

- пульсирующие организации – появляются по инициативе активистов-общественников. В таких организациях мало ресурсов, нет долгосрочного планирования и постоянного штата. Они реализуют проекты пока деньги есть и прекращают работать, когда деньги заканчиваются.

- системные НКО. Вырастают из пульсирующих организаций. У них есть понимание того, как системно работать с проблемой, следовательно, есть программы, штат сотрудников, план развития, партнеры и ресурсы.

Отвечая на вопрос, скажу, что в регионах представлены все виды организаций. И на каждом этапе организационного развития проблемы НКО одинаковые. В группу системных НКО из пульсирующих организаций попадают немногие.

Главная причина в том, что руководитель не находит времени учиться и внедрять полученные знания. Получается замкнутый круг – учиться некогда, надо мир спасать – спасаем плохо, т.к. денег мало – привлекать ресурсы не умеем, потому что нет времени учиться или пробовать внедрить то, чему научились.

А вы считали, сколько организаций, после обучения в Гаранте, перешли в категорию системных НКО, а сколько осталось в категории пульсирующих?

Мало. И дело не только в мотивации руководителя. Когда мы начинали свою работу, а было это больше 20 лет назад, у нас было время. Мы находили ресурсы, чтобы учиться, спокойно «переваривали» полученные знания и без спешки внедряли их в свою работу. Сейчас ситуация изменилась. Появилась огромная конкуренция. НКО, если они действительно хотят работать эффективно, должны развиваться «рывком». Времени на раздумья нет.

Мы видим, как участники обучения хотят получить волшебный гаечный ключ. Они наблюдают за тем, как ведущий работает своим ключом, понимают, что это, вроде бы просто, начинают крутить самостоятельно и «шарахают» себе по пальцам. Отвлекаются на решение текущих задач, возвращаются, снова «шарахают». Оглядываются... а ведущий ушел, и спросить не у кого. Так и получается, что инструмент есть, а как им работать в ежедневной практике - непонятно.

Создавая программу «Территория роста», мы, опирались на собственный опыт. Понимали, что руководителям НКО, кроме теории, нужна практика. Поэтому после каждого обучающего модуля участники программы выполняли домашнее задание, обсуждали с наставниками результаты работы, исправляли ошибки. А еще, наставники были немного церберами – напоминали участникам программы о необходимости выполнять домашние задания, заставляли концентрироваться на стратегии и смыслах работы организации.

Участники программы «Территория роста» в День города Архангельска — 2022 г.
Участники программы «Территория роста» в День города Архангельска — 2022 г.

Знаете, как бывает? Руководитель НКО говорит, мол, срочно нужны деньги. Приходит учиться фандрайзингу и задает первый вопрос; – покажите, где трясти, чтобы посыпалось.

Начинаем спрашивать, а зачем вам деньги? Как изменится ситуация, когда деньги у вас появятся? В чем смысл вашей работы? Какая стратегия развития вашей организации? Какие цели вы ставите, в чем будете оценивать результат?

На этих вопросах многие застревают. Не могут обосновать необходимость ресурсов и объяснить, куда хотят прийти. Но, если не понимать, в каком направлении двигаться, то никакой ветер не будет попутным. О смыслах и о миссии надо подумать – остальное потом.

В своей книге «Как устроены некоммерческие организации», Дмитрий Поликанов рассказывает о том, как они прорабатывали миссию Фонда поддержки слепоглухих людей «Со-единение»: заказали исследование, изучили опыт зарубежных коллег, провели форсайт-сессию... Обстоятельно подошли к вопросу. Но ведь большинство НКО, чтобы сформулировать свою миссию, не могут позволить себе делать аналогичные шаги. У них нет на это ресурсов. Поэтому на вопрос, зачем вы работаете, многие отвечают общими фразами, типа: спасаем мир, улучшаем качество жизни, создаем доступную среду и пр.

С бухты-барахты миссия не появится. Можно конечно сесть и быстро написать на бумаге формулировку миссии, но будет ли она вдохновлять доноров, партнеров, сотрудников, коллег?

Я всегда говорю, что людей объединяет: беда, мечта и любовь к месту, где человек живет.

Важно понимать, что ты хочешь сделать? Например, возродить подводный спорт в Архангельской области. Начинаешь работать, постепенно находишь сторонников, вскрываешь причину проблемы, в какой-то момент понимаешь, что надо не инфраструктуру восстанавливать, а инструкторов готовить. Вот так и рождается миссия.

И не надо бегать с сачком для бабочек, чтобы поймать людей из нужной целевой группы и пытаться насильно причинить им добро. Надо сделать так, чтобы люди сами приходили, включались в работу, помогали, отстаивали интересы организации. А желание спасти мир, помочь всем, улучшить качество жизни каждого – это путь в никуда.

В Архангельской области, да и в регионах, мы ищем НКО, которые хотят учиться и работать профессионально. И наша миссия помогать таким организациям, переходить в категорию системных организаций, параллельно развивая инфраструктуру для поддержки НКО.

Кстати, об инфраструктуре! Я правильно понимаю, что с ростом числа системных НКО будут появляться новые консалтинговые, брендинговые, IT-агентства, которые будут работать исключительно с некоммерческим сектором?

Это и происходит. Таких организаций не много, но на рынке уже работают специалисты, которые понимают контекст некоммерческого сектора. Они помогают НКО вести бухгалтерию, формировать узнаваемый бренд, проводить PR-кампании, поддерживать IT-инфраструктуру.

Другой вопрос, что НКО, часто, сами не могут корректно сформулировать техническое задание исполнителю. Мы в Гаранте тоже наступали на эти грабли, когда просили подрядчика сделать нам сайт, не объясняя какие задачи будущий сайт должен решать. Просто давали тонну материалов и ждали готовый продукт. Страшно нервничали, когда получали не то, что хотели. Все-таки важно понимать конечный результат и тогда, формулировать ТЗ будет легко. И этому тоже надо учиться.

Опять учиться. И мы опять возвращаемся туда, с чего начали. Учишься – начинаешь работать профессионально. Становишься профессионалом – переходишь в категорию системных организаций с миссией, стратегией, штатом сотрудников и т.д. А ради чего все это? Зачем люди идут в некоммерческий сектор? Неужели тут можно зарабатывать большие деньги?

В НКО не идут за большими деньгами. Хотя, если работать профессионально, то жить нормально можно. На мой взгляд, в сектор приходят за самореализацией, за возможностью делать и видеть результат.

Плюс – здесь высокая степень свободы. В бизнесе или в бюджетном учреждении деятельность четко регламентирована. Есть должностные инструкции, локальные акты, формализованные процессы. А там где есть регламенты, как правило, нет места творчеству.

Продукция социально-предпринимательского проекта Благотворительной организации «Мост» г. Архангельск
Продукция социально-предпринимательского проекта Благотворительной организации «Мост» г. Архангельск

В НКО, если ситуация изменилась и что-то идет не по плану, можно быстро перестроиться и начать работать иначе. Руководители НКО – это очень мобильные люди. Они хорошо подстраиваются под обстоятельства и умеют брать на себя ответственность.

И потом, вирус общественника заразен. Я часто наблюдаю ситуацию, когда директор НКО, закончив сложный проект, говорит; - «никогда! Никогда больше я не буду этим заниматься...». Проходит месяц и, пожалуйста! Человек снова на общественной работе, отстаивает чьи-то права, решает социальные проблемы. Еще и новых сторонников нашел. Не могу, говорит, иначе. Тянет.

Конечно, в секторе остаются не все. Кто-то, поработав, возвращается в бизнес или в бюджетную организацию. Я прекрасно понимаю этих людей. Сложно работать на голом энтузиазме, не получая отдачи.

НКО не может позволить себе создать «подушку безопасности», чтобы развиваться, запускать не только благотворительные, но и мотивационные программы для сотрудников. Если бы донор разрешал хоть какие-то суммы откладывать, то организация могла бы накопленные средства направлять на свое развитие.

Или, как вариант, должны появиться конкурсы, в которых можно получить средства не на реализацию проекта, а на институциональное развитие организации. Таких конкурсов сейчас очень и очень мало. Хотя, справедливости ради стоит сказать, что в последние годы они стали появляться.

И самый яркий пример — это Благотворительный фонд Владимира Потанина. У фонда есть и конкурсы профессиональной мобильности, в которых можно получить ресурсы на обучение и развитие себя и своих сотрудников, и конкурсы, направленные на укрепление своих организаций и переход на другой уровень развития. Но, безусловно, запрос на такую поддержку существенно выше.

Вы говорите, чтобы организация была устойчивой, должны быть разные источники финансирования. В связи с этим вопрос, почему большинство НКО не рассматривают коммерческую деятельность в качестве источника финансирования? Ведь если полученную прибыль направлять на поддержку программ, создается вполне устойчивая модель?

Почему не рассматривают? Очень даже рассматривают. Просто, большинство руководителей НКО не умеют вести коммерческую деятельность (или, как это правильно называется в некоммерческом секторе «деятельность приносящую доход).

Ведь, чтобы клиенты покупали, надо научиться создавать конкурентный продукт, считать затраты на его производство, определять цену, уметь продавать, понимать экономику. Это компетенции коммерсанта, которые надо осваивать.

Кстати, многие ресурсные центры уже оказывают платные услуги, и, за счет них повышают свою устойчивость. Сектор все активнее сотрудничает с бизнесом, и я думаю, что постепенно, эти компетенции мы тоже освоим.

Марина, наш разговор состоялся в конце сезона и хочется подвести какие-то итоги. Назовите три самых важных события для Гаранта, которые сделали организацию сильней?

Программа «Территория роста», которую мы реализовали для 25 НКО Архангельска и области. Результаты программы вдохновляют: минимум 5 организаций сделали огромный «рывок» в своем развитии, еще 15 повысили свою устойчивость и все организации стали друзьями и партнерами Гаранта.

Да! Не все участники программы были готовы к изменениям. Некоторые активно сопротивлялись и - это нормально. Думаю, что пройдет время и те, кто сопротивлялся, вернутся к обучающим материалам и увидят новые возможности для своего развития.

В этом сезоне мы организовали обучение социальному проектированию во всех населенных пунктах Архангельской области. Давно хотели это сделать и наконец, реализовали задуманное. Мы увидели огромное количество общественных инициатив, познакомились с активистами, презентовали Гарант и пригласили людей участвовать в наших программах.

Выпускники программы «Территория роста» — 2022 г.
Выпускники программы «Территория роста» — 2022 г.

И наконец, в уходящем сезоне мы работали на укрепление горизонтальных связей с ресурсными центрами всей страны. Проводили в Архангельске методические школы и школы тренеров, сами выезжали в регионы, чтобы передавать коллегам свой опыт. Это очень важная работа, которая позволила нам наладить горизонтальные связи между ресурсными центрами в регионах, и понять, куда нам всем вместе двигаться дальше.

И куда будет двигаться Гарант в следующем сезоне?

Опираясь на опыт программы «Территория роста» мы продолжим системное обучение НКО. В первую очередь будем учить НКО Архангельской области, но, в он-лайн формате тренинги будут доступны всем российским НКО. Причем, специалисты и активисты смогут создать собственную траекторию обучения. Не изучать все подряд материалы, а выбрать нужную тему, освоить ее и, при поддержке менторов, внедрить полученные знания в своей организации.

Менторов?

Мы хотим, чтобы руководители, запуская процессы изменений в своих НКО, не оставались один на один с проблемами. Поэтому, готовы предоставлять опытных менторов, которые помогут управлять изменениями и подсказывать, лучшие решения.

Второй наш проект нацелен на улучшение процедур грантовых конкурсов. Мы провели большое исследование и поняли, что сейчас большинство грантодающих организаций проводят грантовые конкурсы, опираясь на опыт Фонда президентских грантов. Это отличный опыт, но, тут как в примере с волшебным гаечным ключом, все понимают, что надо крутить, но каждый крутит по-своему.

Осенью, в Архангельске, Гарант проводит большую конференцию посвященную вопросам повышения качества и прозрачности грантовых процедур.

А еще мы проведем «Школу грантмейкинга», в которую пригласим представителей грантодающих организаций и грантополучателей. Мы хотим, чтобы стороны слышали друг друга и понимали логику грантмейкинга. Ведь когда понимаешь, как инструмент работает, пользоваться им становится проще.

Так что у нас большие планы, и я с нетерпением жду следующий сезон.