Задумывались ли вы, что есть объект вашего бизнеса? И задумывались ли вы над тем, что деятельность и объект, осуществляющий эту деятельность, совершенно разные категории?
Дело этом, что это как человек с его качествами, компетенциями, навыками и стремлениями и его деятельность по зарабатыванию денег для удовлетворения всех личных потребностей.
К сожалению, когда нас обучают бизнесу (как некоему деланию, производству товаров или услуг) нас обучают прежде всего навыку деятельности, деталям процесса и его особенностям. Мы смотрим на бизнес как на процесс, забывая при этом, что никакой бизнес невозможен если нет объекта, который этот бизнес осуществляет. Что является таким объектом?
Правильно! Это некая организация, которая состоит из её владельца, менеджеров и сотрудников. Организация может быть очень маленькой, в которой все роли совмещены и крупной, многоуровневой и разветвленной, но роли участников внутри там будут ровно такие же, потому что есть только три позиции внутренних интересантов.
Наше восприятие любой системы всегда определяется тем, что эта система производит, на сколько она эффективна в своей деятельности. И уже через такую оценку мы решаем, чаще всего, на сколько эта система вообще нам нужна, важна и ценна. Таков наш обычный взгляд на бизнес-систему.
Но почему мы оцениваем систему через результаты деятельности, вернее только через результаты её деятельности?
Представьте себе человека, которого, по каким-то причинам, обучили, например на инженера - проектировщика, но он в результате оказался очень средним инженером, потому что сам вид деятельности его никогда искренне не привлекал и профессию он получил только следуя наставлениям своих родителей и из уважения к их мнению и желанию. И вот проходит какое-то время и человек понимает, что его призвание ресторанный бизнес, он любит людей, ему нравится их кормить и нравится создавать лучшие рестораны, а главное он горит этой деятельностью и видит в этом своё призвание. Человек увольняется из проектной компании, просчитывает бизнес-план и создает вполне успешный бизнес из сети ресторанов. Таким образом он нашел себя и смог реализовать собственный потенциал.
Зачем я привел этот пример? Представьте себе, что этот предприниматель и есть организация - этот человек есть подготовленная, обученная, саморазвивающаяся система. И эта система, перестроившись на новую деятельность, может достичь сверх результатов. А значит дело не всегда в субъекте бизнеса, значит есть сам субъект и есть его деятельность, и важно научиться их разделять, и важно научиться смотреть на сам субъект бизнеса как организацию, несущую в себе некоторые способности, обладающую качествами, компетенциями и желанием. Да, как мы видим из вышеприведенного примера, возможно, что часто всё определяет желание и энергия, которую мы готовы сгенерировать реализовать для достижения собственной цели. При этом субъект должен быть внутренне сбалансированным и самодостаточным, или если говорить словами моих коллег Олега Алексеева и Алексея Алёхина организация должна стремиться к организационному балансу.
Но как мы обычно мыслим и действуем в обычных условиях думая о нашем бизнесе? Мы думаем о произведенных или проданных штуках, партиях, моделях… Мы мыслим от предполагаемого потребителя, который почему-то априори употребит наш товар/услугу.
Пытаясь мыслить на уровне атома, невозможно понять устройство большой системы, но мы пытаемся. Это и есть проблема атомизированного сознания и что ещё важнее - атомизированного мышления. Мы не схватываем объект целиком не видим его, а пытаемся из деятельности этого объекта уловить пользу, вместо того что бы сконцентрироваться на самом объекте, производящем/непроизводящем, способном/неспособном, желающем/отрицающем определенную деятельность по созданию продукта/услуги.
Теперь мы предлагаем изменить подход, изменить взгляд и позицию наблюдения вынести за пределы той самой операционной системы. Субъект деятельности важнее самодостаточен, организация может производить снаряды или сеялки, кастрюли или турбины, вопрос только в том, может ли конкретная организация производить только кастрюле или её компетенции и характеристики позволяют ей производить уникальные турбины, может ли она быть сложностно организованной или её удел примитивная стабильная структура, есть ли у неё желание и потенциал энергии становиться сложностнее и перерождаться на новом цивилизационном уровне или она должна погибнуть, накормив, тем самым, более живучие организации/организмы. Вопрос на самом деле в том ваша организация это сложностный субъект способный заниматься различными видами деятельности, саморазвивающаяся и самодостаточная система или простое приспособление для осуществления некоторого процесса, место которого на помойке истории, как только процесс научится обходиться без этого приспособления или просто изживет сам себя?
Когда мы говорим о том, что хотим создавать организации, которые будут жить многие века, мы должны понимать, что эти организации должны иметь нечто большее, чем процессы и технологии, они должны иметь душу - если угодно, некую идею – которая будет объединять людей, вне зависимости от их роли. Такая организация должна быть основана на смыслах, скрепленных идеологией и верой в созидание лучшей жизни и лучшего мира.
Именно на том стоит древнейшая из существующих организаций - Церковь, и задача любого, кто думает о создании «Организации на века», найти смыслы, которые будут желанными и ключевыми для многих поколений. Да, эта задача не из простых, но ведь ещё недавно и очень многое, из теперь уже обыденного для нас, казалось людям фантастикой. Цель осилит идущий. И ещё, маленькое замечание, для скептиков: коль появился вопрос, то значит где -то, совершенно точно, уже появился и ответ, который надо лишь найти.
При этом я здесь пока не упомянул ещё одну фундаментальную составляющую этой организационно-производственной реальности, собственно, самого процесса управления, его сложных подпроцессов при кажущейся внешне достаточно простой сути.
Управление – есть некоторое воздействие, стимулирующее требуемые управляющим действия управляемого. И это совершенно отдельный черный ящик. Аффект управленческого воздействия вызывает огромную энергию, причем как у того, кто осуществляет это воздействие, так и у того, на кого оно направлено. И мы чаще всего не осознаем и, соответственно, не понимаем, что происходит. Мы лишь чувствуем усталость от этих энергетических затрат.
Но дело в том, что люди поддерживают аффективные значения через свои действия и интерпретацию событий. И вот здесь требуется некоторое пояснение.
Деятельность любых социальных институтов, а организация один из видов таких институтов, происходит через поддержание аффективных смыслов, основанных на культуре. Аффективное значение или как его ещё называют коннотация, в теории управления варьируется по трем параметрам: оценка – пара добро против зла, сила - сила против бессилия и активность – живость (движение) против оцепенения (неподвижность, замороженности, торможение). Устойчивое аффективное значение, человек обретает либо из личного опыта, либо из культурного воспитания. И чем больше личный опыт, и чем более развиты у человека культурные убеждения, ценности, предположения, образы жизни и работы, определяющие группу, общество (организацию), тем он будет успешнее как руководитель этой организации.
Отсюда становится понятно, почему культуре вообще, и культуре организации в частности, мы уделяем такое внимание. Культура — это не то, что проявляется само, культура всегда результат продуманных, выверенных и принятых основателями коннотаций, смыслов, ценностей, принципов. В теории управления аффектами называются сантименты или фундаментальные аффективные значения. Принцип управленческого воздействия, прежде всего, заключается в создании некоторого впечатления на субъект управленческого воздействия, и достигается такое впечатление через направленные действия, выражение эмоций и интерпретацию поведения. Всё перечисленное направлено на создание аффекта управленческого воздействия.
Но, так как мы понимаем, что влияние всегда взаимно и основа любых отношений — это взаимное действие, то добавляется такой важный социальный фактор как культура. Именно культура держит всю организацию, словно плита фундамента всё здание. И если следовать этой аллегории со зданием, строительство организации должно основываться на построении прежде всего фундамента – управленческой, организационной, корпоративной культуры организации. Именно это убеждение разворачивает внутренний взгляд и увязывает смыслы и ценности с процессами и продуктами деятельности организации.
Это представление позволяет создать физическую структуру организации нормализующую формальную власть и её каскадирование в пространственном и временном логосах. Процессы вовлекают пространство, при том, что их действие разворачивается во времени. И это те факторы, которые на новом уровне сложности усиливают структуру управления как процесса организовывания.
Конечно, современному пользователю сложно сконструированной техники нет необходимости глубокого знания как она сделана, главное, чтобы управление было максимально удобным и, по возможности, интуитивно понятным. Так и организация, для своей эксплуатации оперативным персоналом не требует от него понимания своей архитектуры, но у организации обязательно должен быть свой главный конструктор и главный инженер, методолог и строитель, которые просчитывают и создают фундамент - культуру, стены - систему управления и принятия решений, и крышу – энергетическую, эмоциональную, физическую, интеллектуальную, процессную, экономическую наполненность. И это всё про организацию, которая может стать мощной, гармоничной, саморазвивающейся и живущей здоровую, качественную и долгую жизнь фабрикой различных востребованных миром продуктов, соответствующих разным запросам времени.
Сегодня мы делаем лишь первые шаги по переосмыслению теории организации ( статья «Организационный баланс» (авторы О.Б. Алексеев, А.В. Алехин, статья 2022г.), статья «Пирамида судьбы бизнеса» (автор А.В. Калинин 2022), и разрабатываем лишь первые гипотезы нового теоретического подхода на пути понимания сложностной Организации и её проектирования как саморазвивающийся системы в российской практике менеджмента. Поэтому мы продолжаем теоретизировать и приглашаем всех заинтересованных руководителей присоединяться к нашим размышлениям. Также, являясь командой практиков по внедрению изменений, мы готовы спроектировать вам и вашей команде поле для отработки теоретических основ вашей уникальной организации и предложить инструменты для качественного теоретизирования на главную тему – что представляет собой ваша организация. Именно новый взгляд на привычную картину ландшафта организации может породить новые инсайты и перевернуть всю привычную картину мира в отношении организации и бизнеса. Наша команда экспертов, все члены которой обладают огромным личным теоретическим и управленческим опытом, может организовать и провести стратегические мероприятия, направленные на расширение управленческого видения и организационной стратегии вами собственной организации.
Автор: Андрей Калинин 09.09.2022
#теорияорганизации #organizationtheori #управление #управлениеорганизацией #управлениекомпанией