Л.М.Яновская пишет: «В марте 1932 года во МХАТе начались репетиции пьесы «Мольер». К этому времени Станиславский добился для своего театра, уже занявшего особое, почётное положение в стране, разрешения работать над спектаклями как угодно долго. И к пьесе Булгакова это разрешение впервые было применено в полной мере. Репетиции шли и в 1932 году, и в 1933-м, и в 1934-м. Дважды менялся состав исполнителей. Дважды менялись художник спектакля и план постановки. Спектакль переносили с Большой сцены на сцену филиала и обратно»
Что стоит за этими строками? А.М.Смелянский в книге «Михаил Булгаков в Художественном театре» подробно рассказывает обо всех перипетиях в работе над спектаклем. Он разбирает сложившуюся в театре ситуацию, внутритеатральные конфликты… Я не буду об этом писать столь же подробно (те, кому интересно, думаю, сумеют найти и прочесть в подлиннике), для меня важно, как всё отразилось на готовящемся спектакле и Булгакове.
«Дважды менялся состав исполнителей» - в том числе и в центральных ролях. Первоначально на главную роль был назначен И.М.Москвин, но репетировал он без особого энтузиазма, а потом от роли отказался (причины называют разные, в основном, личные; Елена Сергеевна, к примеру, уже много позже приводила его слова: «Не могу репетировать, мне кажется, что я про себя всё рассказываю…Вся Москва будет слушать как будто про меня» - в то время он расставался с женой). Хотя, судя по некоторым сохранившимся свидетельствам, роль Мольера не очень ему подходила. Смелянский цитирует запись И.М.Кудрявцева (первого Николки в «Турбиных»), сделанную во время репетиций: «У Булгакова “Мольер“ — трагикомедия, совершенно точно выраженная: Москвин сыграет драму (вероятно, бытовую)».
На заглавную роль был назначен В.Я.Станицын, к которому после снятия спектакля предъявлялось очень много претензий. Елена Сергеевна, к примеру, писала: «Станицын, которому передали роль, очень хороший эпизодический артист, но нести на себе весь спектакль не может, и в пьесе всё перекосилось, на первое место вышел Болдуман, блестяще сыгравший Людовика, — и критик, главным образом один, люто ненавидевший Мишу критик сыграл на этом» (любопытно, что эти слова, которые приводит Смелянский в своей книге, отсутствуют в её дневнике или в других напечатанных источниках).
Так ли это, сказать сейчас не просто трудно, а невозможно. От спектакля осталось только несколько фотографий (в очередной раз вспоминаю слова М.М.Козакова, что спектакль – это «рисунки на песке», смываемые волнами). Есть среди них и фото Станицына – Мольера. Я вижу трагические глаза измученного человека:
Смелянский приводит слова актёра из интервью «Вечерней Москве», где он говорит, что стремится показать «простые человеческие чувства», снять образ Мольера «с обычных шаблонных котурн ложноклассического героя»: «Мне думается, что гений Мольера и обаятельность его образа раскрываются именно через личные качества его характера».
Насколько верно то, что именно Станицын виноват в неудаче (хотя трудно сказать, была ли на самом деле эта неудача – ведь принимала публика спектакль восторженно!) «Мольера»?
*****************
Позволите отвлечься?
Я уже называла себя счастливым человеком (в плане театральных впечатлений). В 1970-ые годы, когда я ходила во МХАТ, мне повезло увидеть Станицына во всех ролях, которые он в те годы исполнял. Что могу сказать об актёре? Гений! Звучит громко и претенциозно, но как можно ещё охарактеризовать того, кто сейчас играет холёного придворного Хельмера в спектакле «Чрезвычайный посол», а через неделю появляется Курослеповым из «Горячего сердца» А.Н.Островского – купцом, допившимся до чёртиков (в прямом смысле этого слова) и воображающим, что «небо треснуло»? К счастью, в этой роли видела его не единожды, помню, и как с крыльца он спускался задом, и как, принаряженный, являлся к Городничему (а тут уже блистал в ансамбле с М.М.Яншиным!) И играл это человек, которому уже было хорошо за семьдесят! И почему этот спектакль не снят на плёнку?!.
Моё отступление сводится к одному – артист, который мог сыграть всё.
Думаю, что для многих будет достаточно назвать его, наверное, самую знаменитую роль в кино – графа Ростова в «Войне и мире».
И ещё одна деталь, говорящая об умении перевоплощаться: в фильме «Сталинградская битва» 1948-1949 годов Станицын сыграл две роли – У.Черчилля (он в те годы был «монопольным Черчиллем» советского кино) и Ф.И.Толбухина.
…А как относился к нему Булгаков – ведь он судил артистов всегда по-своему?
Единодушно все указывают, что в «Театральном романе» Станицын выведен как Елагин: «Вошёл полный, средних лет энергичный человек». Думаю, что это фотография примерно того времени:
И дальше, если помните, сначала непокорный Елагин возражает против предложенной ему в письме Аристархом Платоновичем трактовки:
«- Не понимаю! - заговорил Елагин, - простите, не понимаю, - Елагин сделал круг по комнате, как бы обходя что-то, - нет, не чувствую я этого. Мне неудобно!.. Жена полковника перед ним, а он чего-то пойдёт... Не чувствую!..
…- Что это у нас всё в ножки да в ножки, - вдруг пробурчал Елагин.
"Э, да он молодец", - подумал я».
А дальше будет описание: «Елагин повеселел и отколол такую штуку. Он махнул рукой у щеки, потом у другой, и мне показалось, что у него на моих глазах выросли бакенбарды. Затем он стал меньше ростом, надменно раздул ноздри и сквозь зубы, при этом выщипывая волоски из воображаемых бакенбард, проговорил всё, что было написано о нём в письме.
"Какой актёр!" - подумал я. Я понял, что он изображает Аристарха Платоновича».
Думаю, оценка автором дана (напомню, что роман писался уже после снятия «Мольера»); так что, скорее всего, не актёра винил Булгаков в неудаче.
Так в чём же дело?
Я не случайно привела в начале статьи данные о бесконечных репетициях спектакля. В книгах на эту тему приводятся стенограммы собраний артистов МХАТа, где речь идёт и о том, что, по словам И.Я.Судакова, «то, что Станицын вступил в Мольера, когда ему было 33 года, а теперь ему 38 лет, разрушает его». Приводятся и слова самого артиста: «Говорят о том, что мы должны готовить пьесу бесконечное количество времени… Вот я, например, ещё два года, и я не сумею сыграть в “Мольере“ — по своим физическим данным, я толстею и начинаю задыхаться… За два года построили метро. За четыре года у нас построили тяжелую индустрию, всю страну поставили на ноги… а спектакль выпустить не можем. Я человек не нервного порядка, но сейчас я болен, у меня нервы никуда не годятся. Я не могу слышать названия этой пьесы “Мольер“. Я не могу приходить на репетиции. Мне противна роль, в которую я был влюблён».
Какие горькие слова! Наверное, в чём-то Виктор Яковлевич погорячился, но сохранились, например, свидетельства, что и Б.Н.Ливанов говорил, что стал ненавидеть репетируемую им роль Муаррона…
Режиссёром спектакля был Н.М.Горчаков, сам Михаил Афанасьевич – помощником режиссёра. Хорошо известно, что подчас, особенно в начале работы, он самостоятельно проводил репетиции.
Но «театральный роман» безбожно затягивается. Первоначально предполагалось, что спектакль будет выпущен в мае 1933 года. Но в сентябре (1933-го) Булгаков сообщит брату: «Вопрос о “Мольере” так затягивается (по причинам чисто внутренне театральным), что на постановку его я начинаю смотреть безнадежно».
А 14 марта 1934 года напишет П.С.Попову: «”Мольер”: ну, что ж, репетируем. Но редко, медленно. И, скажу по секрету, смотрю на это мрачно. Люся без раздражения не может говорить о том, что проделывает Театр с этой пьесой. А для меня этот период волнений давно прошёл. И если бы не мысль о том, что нужна новая пьеса на сцене, чтобы дальше жить, я бы и перестал о нём думать. Пойдёт — хорошо, не пойдёт — не надо. Но работаю на этих репетициях много и азартно. Ничего не поделаешь со сценической кровью!»
В том же письме он расскажет: «Но больше приходится работать над чужим. “Пиквикский клуб” репетируем на сцене. Но когда он пойдёт и мне представится возможность дать тебе полюбоваться красной судейской мантией — не знаю. По-видимому, и эта пьеса застрянет».
Премьера «Пиквикского клуба» (об исполнении в нём роли Судьи Булгаковым я уже писала) состоялась в ноябре 1934 года. Ещё раньше, в ноябре 1932 года состоялась премьера сделанной Булгаковым инсценировки «Мёртвых душ» (спектакль шёл на сцены многие годы, я видела его в начале 1970-х; к счастью, был снят на плёнку). А «Мольер» всё репетировался…
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь
Путеводитель по статьям о Булгакове здесь