Найти в Дзене
Абзац

Свежие прессы: что олигархи девяностых называли свободой слова

Фото: ТАСС / Кавашкин Борис, Соколов Дмитрий
Фото: ТАСС / Кавашкин Борис, Соколов Дмитрий

Если когда-нибудь авторы нового учебника истории России задумаются, когда в «святые девяностые» был пик правления олигархии, у меня есть ответ: 9 сентября 1997 года. В этот день первый зампред правления нефтяной компании ЮКОС Леонид Невзлин (ныне признан иноагентом на территории РФ, находится в розыске) был назначен первым замом главы ИТАР-ТАСС.

Правая рука миллиардера Михаила Ходорковского (тоже признан иноагентом на территории РФ) объявила о скорой приватизации главного информагентства страны – в пользу ЮКОСа.

Агентство на тот момент не поставляло информацию напрямую читателям, как делает сейчас в Сети, но было важнейшим источником новостей для всех ведущих СМИ, включая телеканалы. Кто контролировал ТАСС, тот во многом определял «повестку» в стране. И это отдавалось на откуп частной структуре.

Всего несколькими годами раньше, в период первоначального накопления капитала, российские олигархи обращали мало внимания на такой инструмент, как владение СМИ. Впрочем, у Владимира Гусинского была своя медиагруппа с газетой «Сегодня» и телеканалом НТВ. Банкир Александр Смоленский патронировал издательский дом «Коммерсантъ». Борис Березовский влиял на Первый канал. Остальные и не помышляли о собственных медиа-империях.

Фото: ТАСС / Валентина Кузьмина
Фото: ТАСС / Валентина Кузьмина

Но всё изменилось в период президентских выборов 1996 года, когда на второй срок Ельцина сделала ставку «семибанкирщина» – группа самых влиятельных олигархов. С ними заодно были кремлёвские чиновники, которые решили, что коммунисты должны столкнуться не с мягкотелыми интеллигентами-демократами и либеральными мечтателями, но с самым настоящим оскалом капитализма.

А чтобы этот оскал выглядел более доходчиво, он должен быть виден на каждом шагу – в каждом телевизоре, в каждой газете. Иными словами, одним из условий признания прав «семибанкирщины» на политическое будущее стало требование приватизации медиапространства. Почти каждый из олигархов брал на содержание ряд СМИ, чтобы обеспечить нужное ему общественное мнение.

В следующие годы резко выросли и укрепились медиа-империи Гусинского и Березовского. В конце 1996 года «Альфа-групп» запустила канал СТС, а «Лукойл» с первого дня 1997 года – вещание REN-TV. Вскоре и Владимир Потанин организовал холдинг «Профмедиа», взявший под контроль, в частности, «Известия».

Кто-то из читателей скажет, что именно многообразие владельцев обеспечивает свободу слова, демократию и плюрализм мнений. Дескать, чем больше олигархических СМИ, тем свободнее. Но фокус в том, что в главном все эти СМИ сохраняли железобетонный консенсус – в ненависти к собственному государству и народу. Особенно ярко это проявилось в отношении чеченского терроризма и боевых действий на территории республики – некоторые СМИ явно или скрыто террористам симпатизировали.

Да и после катастрофы подлодки «Курск» крупные СМИ вылили на органы власти ушаты грязи.

Фото: ТАСС / Семен Майстерман
Фото: ТАСС / Семен Майстерман

Но «Курск» был уже в 2000-м. А до этого олигархические медиа-империи успели перегрызться между собой, так как каждая защищала финансовые интересы своего владельца, публикуя при необходимости «компромат» на его конкурентов. Выражения «чёрный пиар» и «информационная война» стали символами времени.

В результате одной из таких «войн», где каждого олигарха поддерживали те или иные кремлёвские чиновники («система сдержек и противовесов» Ельцина – тоже примета времени, лишавшая правительства реальной силы), в 1998 году Невзлин был снят с государственной должности. ТАСС до сих пор остаётся у государства.

А ещё через полтора года, вскоре после избрания на пост президента Путина, начала разрушаться вся олигархическая система владения СМИ. Владимир Гусинский пытался шантажировать новую власть сфабрикованными негативными публикациями, как привык это делать в конце девяностых, но Кремль реагировал уже по-другому. Вскоре магнат вынужден был бежать из страны.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.