Найти тему

Аналитика в проекте «Фермер-центр».

Возвращаясь к теме аналитики, которая реализована в проекте «Фермер-центр».

Один из важнейших показателей для ежедневного контроля со стороны франчайзи – маржа в процентах. В ритейле прибыль исчисляется небольшими процентами от выручки и даже незначительное падение маржи может привести к «уходу в минус». Если в магазине 2000 и более SKU, то управлять маржой необходимо на уровне товарных агрегаций.

Причинами изменения маржи могут быть:

1. Сезонное изменение спроса. Летом процентная маржа выше, так как продаются напитки и мороженое. Заработок на этом товаре обычно больше. Это я сказал про заметный сезон. В любой день в течение года в топ может выйти низкомаржинальный товар и общая маржа снизится.

2. Изменение закупочной цены товара. К сожалению, обычно это повышение от поставщика. Средневзвешенная закупочная цена начнет подниматься после очередной поставки по новым ценам. И без изменения цены продажи, маржа, очевидно, просядет.

3. Злоупотребление на кассе скидками. Это тоже показатель, за которым нужно следить, я расскажу о нем позже. Если скидки разрешены (например, магазин сам вправе принимать решение об уценки при окончании сроков годности), то при отсутствии установленного показателя по средневзвешенным скидкам, магазин может даже ненамеренно сильно уронить маржу.

4. Собственно, изменение регулярной цены продажи. При проведении массовой переоценки, необходимо проверять расчетную средневзвешенную маржу на имеющемся миксе продаж.

Есть еще одна неочевидная причина снижения маржи именно как аналитического показателя. Это ошибки в учете. В этом случае фактическая маржа не изменится, но те значения, которые вы будете видеть в аналитике, исказятся. Например, если в приходном документе сотрудник указал 100 штук на общую сумму 10000 рублей. А должен был указать 100 штук на сумму 1000 рублей. В первом случае расчетная закупочная цена для пересчета средневзвешенной себестоимости составляет – 100 рублей. А во втором – 10 рублей. А продажная цена на товар, к примеру, 15 рублей. Тогда в первом случае маржа будет отрицательная. И это повлияет на общую маржу, которую контролирует предприниматель.

В нашей системе есть два понятия маржи: расчетная маржа и маржа с учетом корректной себестоимости. Это нужно, потому что ошибки неизбежны. Алгоритм предельно простой: все товары определенных товарных групп, у которых себестоимость <N и >K - некорректные.

Доля в выручке товаров с корректной себестоимостью - это в нашей терминологии процент ошибок (математически – обратный показатель).

Выглядит все это вот так:

1.  Динамика маржи и маржи с корректной себестоимостью по конкретному магазину
1. Динамика маржи и маржи с корректной себестоимостью по конкретному магазину
2.  Динамика показателя корректности учета для этого же магазина
2. Динамика показателя корректности учета для этого же магазина

Красной, желтой и зеленой пунктирными линиями отмечены границы критериев, установленных управляющей компанией. Показатель корректности учета менее 95% - считается плохим. Это значит, что процентная маржа будет сильно искажаться.

Как эти ошибки исправлять? Просто сказать сотрудникам – ведите учет корректно и точка, разумеется, не сработает. Людям свойственно ошибаться и для исправления ошибок им нужна помощь. Ответ прост – товары с некорректной себестоимостью сортируются по степени влияния на показатель маржи и выдаются в виде отдельного отчета. Достаточно даже еженедельно исправлять ошибки по топ-10 таких товаров и, уверяю, вас с маржой будет все в порядке. Здесь работает две вещи – незаменимое правило Парето и указание магазину на частые ошибки (как бы то ни было, сотрудники становятся внимательнее).

Когда сотрудник исправляет ошибки в документе товародвижения даже в прошедшем периоде, система автоматически пересчитывает себестоимость за все предшествующие даты. Если данную работу «не запускать», то показатель маржи всегда будет корректным.

В системе это выглядит следующим образом:

-3

1. Красная стрелка – вкладка «обратить внимание»

2. Синие стрелки – оперативные данные за вчерашний день. Нужны для случая, если показатели резко «скаканули»

3. Желтые стрелки – ошибки в учете для еженедельного разбора.

Как итог, хочу сказать, что система аналитики и работа с ней обязательны для ведения операционной деятельности розничного магазина. Правильный управленческий учет это не только понимание своего реального заработка, но и профилактика злоупотреблений.