С 1 по 9 сентября проходит одна из крупнейших просветительских акций для молодежи в России «Поделись своим Знанием».
Принял приглашение об участии в акции от школы №392 Кировского района и сегодня встретился со старшеклассниками.
Главной темой встречи стала памятная дата: 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. В нашей семье, как драгоценность, хранятся воспоминания и документы этого времени.
Брат моего деда, Борис Иванович Далматов, в то время - подающий надежды молодой ученый-строитель, начал вести свои записи в сентябре 1941 года. В заметках - суровые будни: работа по возведению оборонительных сооружений на юго-западных рубежах Ленинграда, поиски продуктов для семьи, волнение за любимую жену, родителей, товарищей.
Борис Иванович оставался в городе до конца блокады, занимался восстановлением жилых домов, ремонтом студенческих общежитий, консультировал по вопросам ремонта пробитых осколками крыш, преподавал, писал научные работы. Его отличали большое жизнелюбие и поразительная выдержка.
Я зачитал ребятам несколько отрывков из записей Бориса Ивановича, датированных сентябрем 1941-го года:
- С 29 сентября меня направили строить завалы (баррикады) на улицах (я руководил строительством баррикады на 2-й Красноармейской). Бомбежка Ленинграда усилилась. Вот уже 2 ночи прошли в сплошных тревогах. Перерывы между налетами достигали всего нескольких минут. Это так надоело, публика по необходимости спит даже во время тревоги. Вообще говоря, трудно предугадать, где скорее окажешься жертвой бомбежки: дома в квартире или на лестничной клетке или в подвале, в которых укрывается большинство жителей. Сегодня ночью пострадало много зданий...
- Больше всего страдают от голода матери, которые отдают детям часть своей нормы, чтобы пополнить недостающую пищу. Среди них уже и сейчас есть обессиленные и даже с несколько опухшими лицами. Даже страшно подумать, что будет дальше. Костлявая рука голода сжимает Ленинград...
- Хлеб и другие продукты купить почти невозможно. И это несмотря
на то, что хлеб был лишь по форме похож (не разрезанный) на настоящий хлеб, а по существу трудно сказать, из чего он был испечен. Дуранда любых видов ценится также высоко, как и хлеб...
Эти сроки, сколько раз я их не перечитывал, всегда вызывают душевное волнение.
Меня по-хорошему поразила реакция школьников. Серьезные, внимательные глаза, обдуманные вопросы. Это значит, что память жива, она передается из поколение в поколение, остается с нами