Найти тему
Игорь Бородин

О человеке как человеке

Последнее время всё больше мыслей о том, что нужно мыслить человека как человека, а следовательно, и поступать с человеком как с человеком. Но поступать так возможно, лишь если мы имеем представление о том, кто есть человек, каково его достоинство вообще и каждого человека в частности (последнее определяется уже, согласно Православному вероучению, добродетельной жизнью и связано с возвращением себе подобия Божия с помощию Божией).

Как же обычно относятся к человеку? Его сводят к его социальному статусу, к выполняемой им функции, к какой-то лишь одной его черте; его воспринимают часто по первому впечатлению. Это засилье субъективности и уверенность в правоте своих выводов, основанных на порочной самости, есть пагуба, характерная для человечества.

Излечение сей болезни есть понимание заповеди Божией, включение её в себя путём деятельной жизни, а не лишь умственной и созерцательной; я имею в виду заповедь "возлюби ближнего, как самого себя". Иначе говоря, не хватит, конечно, только мыслить человека как человека и на этом остановиться - существенно необходимо жизнью выказать в поступках решимость видеть в человеке человека. Ведь как, наверное, мы думаем о себе? - Мы видим себя самодостаточными личностями, уникальными и неповторимыми, причём обижаемся, когда не понимают этого и не могут в нас разглядеть именно нас самих; кроме того, даже не отдаём себе отчёт в том, что такое личность, что такое самодостаточность, твердя мёртвые и тупо заученные клише, данные блудницей-цивилизацией в лице либерального тоталитаризма и его поборников. Так что же? Неужели другой человек достоин меньшей славы? Неужели и он не есть неповторимая индивидуальность? Мало того, что это истинно так, - человек есть "Богозданный храм Божества по душе и телу", как его определяет свт. Игнатий Брянчанинов! Вот высота антропологии!

Посему человека должно видеть, мыслить, воспринимать как удивительное органическое единство духа, души и тела, как образ Божий, понимая, что все утратили подобие Божие. Но как не чтить человека, если образ Божий в нём сохранён? Свт. Игнатий Брянчанинов говорит примерно следующее: даже если человек ввержен во ад, я всё равно должен чтить его как образ Божий. Почему же не получается мыслить человека как человека и исходя из этого поступать с ним соответствующим образом? Нет любви; её заменили на вежливость, формальности и прочие заменители истины. А истина, любовь в Боге. Значит, безбожие есть причина такого отношения к человеку, что понятно всякому, кто вглядится в историю хотя бы родной Русской Православной Церкви без лукавства и самооправдания.