Найти тему
6000 миль до Голливуда

Тайны старого болота. Новая детективная драма по мировому бестселлеру.

("Там, где раки поют", Where the Crawdads Sing, 2022, США)

Где поют, где поют...
Где свистят, там же, видимо, и поют - на горе.
Разве что зимовать раки явно сползают туда, где комфортнее - например, в теплые болота Северной Каролины. В которых они, судя по всему, продолжают своё хоровое пение, если верить авторам этого фильма со странным названием.

А вы бы видели, как круто она охотится... на ракушек.
А вы бы видели, как круто она охотится... на ракушек.

Одноименная книжка Делии Оуэнс, изданная в 2018-м, продалась по миру нехилым тиражом в 15 миллионов экземпляров, так что ее экранизация была лишь вопросом времени. Как видим - довольно скорого.
Фильму тоже подфартило. На сегодня он уже пятикратно окупил свой 24 млн. $ бюджет, что по меркам "не-супергеройского" кино и вообще не "развлекухи" - весьма и весьма похвально. Как говорится, даешь сиквел!.. Вот только его точно не будет, ведь "
Там, где раки поют" - история законченная, самодостаточная, да и о чем, или о ком вообще могла бы идти речь в гипотетической "Песне раков 2"?

Не знаю, что там с качеством детектива в книжке-первоисточнике, но в фильме он получился, увы, очень неказистый.
То есть здесь есть труп, есть подозреваемая/обвиняемая, главгероиня по имени Киа, есть судебный процесс над ней и двойная интрига: а) оправдают ее, или нет, б) кто на самом деле убийца. И всё это в общем и целом работает, НО - суд, на фоне которого протекают флэшбэки Киа длиною в 80% фильма, просто какой-то дешевый фарс. И это - в Америке, чьи судебные драмы всегда считались эталоном для всего мирового кинематографа!

Не буду спойлерить, просто расскажу, в чем тут фальшь, в самых общих чертах.
Итак, у обвинения против Киа есть единственная улика. И та косвенная - ее шапочка, чьи ниточки были найдены на трупе. Как они туда попали, учитывая, что обвиняемая и жертва были близко знакомы? Да как угодно и не обязательно в момент убийства. Однако одни лишь эти жалкие ниточки не помешали закрыть расследование и начать над Киа суд. А тот, естественно, превратился в озвучивание прокурором сплошных домыслов. Причем наитупейших. Но адвокат на это не протестует, а судья бурные прокурорские фантазии внимательно выслушивает. Например, такие:
- Да, на месте преступления не были обнаружены отпечатки Киа! А ЭТО ЗНАЧИТ, что она, коварная, их тщательно стерла!
Ну кабздец бездонный! Так и "пальчиков" самого прокурора там не обнаружено - значит ли это, что он помогал Киа убивать и потом стирать свои и ее отпечатки?

"- Ты, Зин, на грубость нарываешься, всё, Зин, обидеть норовишь!"© Высоцкий.
"- Ты, Зин, на грубость нарываешься, всё, Зин, обидеть норовишь!"© Высоцкий.

Или вот еще прелестный детский лепет от прокурора-фантаста:
- Да, много кто видел, что в день убийства Киа села на автобус, уехала из города и не была здесь несколько дней - вот и другие свидетели, видевшие ее в дальних краях. А ЭТО ЗНАЧИТ, что Киа обманула всех свидетелей: вернулась в город тайком на ночном автобусе, грохнула жертву, стерла отпечатки и уехала обратно на другом ночном автобусе! А то, что водители автобусов ее не помнят - лишнее доказательство того, насколько Киа гениальная мастерица заметать следы!..
Ага, и прокурор ее соучастник, а главное доказательство этому - отсутствие каких-либо доказательств. Что, выкусили? Подите-ка оспорьте!

Короче, феерическая комедия абсурда, а не суд.
И это вдвойне обидно, ведь во всём остальном кино-то хорошее и трогательное. И Киа искренне, по-человечески сочувствуешь, поскольку сыгравшая ее Дэйзи Эдгар-Джонс - очень живая и выразительная юная актриса. С большим творческим будущим, как пить дать.
Впрочем, тот самый гигантский флэшбэк-воспоминание Киа о своих детстве и юности к детективной линии имеет уже опосредованное отношение. И повествует лишь о том, как так вдруг милашка Киа дожила до нар в СИЗО и судебной скамьи.

А жизнь у нее была отнюдь не сахар и даже не сахарозаменитель.
Жила она в глуши, в домике на окраине городка среди болот Северной Каролины 60-х, с папой, мамой и братьями-сестрами. Вот только батька у Киа был тот еще распускатель рук и языка. И так в итоге затерроризировал семью, что мама, тронувшись умом, сбежала из дома первой, бросив всё свое многочисленное потомство на произвол судьбы. Но и оно недолго это терпело и вскоре тоже разбежалось кто куда. Всё, кроме младшенькой Киа, не бросившей жестокосердного папку до самого конца...
...Или, вернее, до тех пор, пока он сам куда-то не испарился бесследно, не оставив Киа ни денег, ни записки, ни даже еды.
И осталась она в родительском домике одна-одинёшенька, с плавающими вокруг аллигаторами, цаплями да болотными ракушками.

 - Чё ты сказал?! Это я швартуюсь, как moodack?!
- Чё ты сказал?! Это я швартуюсь, как moodack?!

Но именно ракушки-мидии Киа и спасли - их можно было собирать и сдавать в ближайший магазинчик, пусть за малые, но деньги.
Да и мир оказался не без добрых людей, так что сиротинушку при живых, но беглых родителях кое-кто поддерживал. А кое-кто с ней, босоногой отщепенкой, даже дружил, хотя большинство горожан ее презирали, а их дети гыгыкали над ней и обзывали Болотницей (в русском дубляже).
И фиг с ними со всеми! Ведь у Киа и впрямь было своё болото, что над ней не насмехалось. А также болотная флора-фауна, которую она любила рисовать - и получалось это у нее, кстати, мастерски.

А когда Киа подросла, там и первая любовь к ней нагрянула. И не в морде живущего по соседству аллигатора, а в лице простого парня Тейта из местных. Который вдобавок начал обучать Киа грамоте, ведь в школу она не ходила и "Мама мыла раму" писать не умела - разве что на пальцах могла показать.
Только вот на этом проблемы Киа отнюдь не закончились - несмотря на отшельничество, жизнь у нее складывалась драматичная и годная для того, чтобы снять по ней 2-часовой фильм.

***

В общем, вынести уверенный вердикт затрудняюсь, но всё же склоняюсь к мысли, что кино хорошее.
Даже несмотря на "детсадовский" судебный процесс над героиней, впечатления от "
Там, где раки поют", снятых на фоне красивой природы, остаются приятные. Драйва и экшена от этой чисто жизненной истории, правда, не ждите, но ух-ты-повороты и интриги в ней есть, и для спокойного вечернего времяпрепровождения у телека она вполне пригодна.
Ну и Дэйзи Эдгар-Джонс тоже большая молодчиха. Возможно, не Оскар и не номинацию на него, но какую-нибудь награду за эту свою роль она наверняка заработает.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):

Всем, кто хочет угостить автора коньячком: