Найти тему
Александр Долгих

Темнокожий дважды Георгиевский кавалер царской армии — негр с "Муромца" Марсель Плиа

Оглавление

23 октября 1916 года в самый разгар Первой мировой войны журнал «Огонёк» немало удивил своих читателей фотографией чернокожего солдата в русской военной форме с двумя Георгиевскими крестами на груди и белоснежной улыбкой на фоне березок. Вот выдержка из статьи о нём:

«Черные глаза сверкают, на черном лице арапский нос, фуражка на голове и солдатские сапоги на ногах – все русское. Марсель отлично владеет русским языком, охотно рассказывает, щеголяя забористыми словечками. Марсель – сын дивных тихоокеанских островов, в его крови – солнце и музыка океанских приливов».
Фотография Марселя Плиа из журнала "Огонёк" 1916 года.
Фотография Марселя Плиа из журнала "Огонёк" 1916 года.

Это был француз Марсель Плиа. В Россию он попал, когда ему было 17 лет, вместе со своей матерю, которая работала няней у русских господ. Он быстро выучил русский язык, говорил почти без акцента, лишь иногда, проглатывая окончания. Вскоре женился на русской и она родила ему ребенка. До войны Марсель пять лет работал сначала на Русско-Балтийском заводе в Риге, а потом в авиационном отделе того же завода в Санкт-Петербурге.

С началом Первой мировой как гражданин Франции должен был быть мобилизован во французскую армию, но пошел добровольцем в российскую, защищать свою новую Родину. Первоначально технически грамотного француза определили в шоферы, но вскоре перевили в муках рождавшиеся военно-воздушные силы в экипаж (состоял из 4 человек) знаменитого бомбардировщика "Илья Муромец", созданного Игорем Сикорским.

Самолёт Илья Муромец, январь 1915 года.
Самолёт Илья Муромец, январь 1915 года.

Первый Георгиевский крест

Всего на счету Марселя, как утверждают документы было три боевых вылета (26 марта, 10 и 13 апреля), но по факту их было больше. И трижды Марсель отличился, получив два "Георгия" с промежутком в несколько недель.

В наградном листе от 11 апреля 1916 года было написано, что гибкий вал счетчика разрезал водяной шланг, соединявшийся с водяной помпой, вода хлестала прямо на мотор. Был риск заливания мотора водой, что обернулось бы верной смертью всего экипажа. Чтобы предотвратить это, Марсель более часа двумя руками держал отверстия, позволив боевой машине совершить безопасную посадку.

Второй Георгиевский крест

Второй Георгиевский крест Марсель Плиа получил спустя две недели в конце апреля 1916 года во время боя 13 апреля в небе над хорошо укрепленной и вооруженной артиллерийскими орудиями железнодорожной станцией Даудзевас. Во время выполнения задания «Илья Муромец №10» был подбит и получил, как позже выяснилось, более 70 пробоин, командир экипажа Авенир Костенчик был ранен шрапнелью.

Пока кто-то из экипажа оказывал помощь командиру, Плиа выбрался из самолёта на крыло, привязал себя ремнём к одной из стоек и занялся ремонтом, благодаря которому самолёт вместе с экипажем смогли вернуться на свой аэродром. Позже Марсель восхищался прочностью самолёта, так как некоторое время в буквальном смысле болтался в воздухе, держал его только ремень, привязанный к стойке крыла.

Меткий стрелок

Ещё один не менее героический и смелый вылет состоялся осенью все того же 1916 года, будучи в экипаже модернизированного "Ильи Муромца" под командованием старшего лейтенанта Лаврова. Марсель Плиа был стрелком пулеметной установки в хвостовой части самолёта.

В полёте бомбардировщик атаковали три немецких истребителя. Первый, заходя сверху, начал атаку с расстояния в 300 метров. Пикируя, он открыл огонь по русскому бомбардировщику, но Плиа почти одновременно ответил ему, после чего немец дернулся в сторону, перевернулся и начал неуправляемое падение.

Следом за ним шёл второй истребитель, но Плиа даже не дал ему прицелиться, открыл огонь первым, и немецкий самолёт, не меняя угла пикирования, так и пошёл к земле. Третий сделал несколько кругов вокруг Ильи Муромца и отправился восвояси, даже не начиная атаки.

Тот самый журнал "Огонёк" от 23 октября 1916 года.
Тот самый журнал "Огонёк" от 23 октября 1916 года.

Советы Сикорскому

После этого боя Марсель Плиа, находясь уже в звании старшего унтер-офицера, предложил авиаконструктору Игорю Сикорскому несколько внести несколько изменений в конструкцию самолёта. В частности, он предложил сделать сиденье складным, так как при взлёте и посадке так сильно трясёт, что приходится вставать, к тому же оно мешает при стрельбе. В последствии эти и другие замечания были учтены при доработке имеющихся и разработке новых машин.

В начале 1918 года Марсель Плиа был демобилизован из русской армии и так как после революции оказался не у дел, отправился обратно во Францию. Там он почти сразу же (уже в апреле 1918 года) был мобилизован во французскую армию, проходил службу на территории Чехословакии.

Реконструкция черно-белой фотографии 1916 года.
Реконструкция черно-белой фотографии 1916 года.

После демобилизации поселился в пригороде Парижа и работал механиком, второй раз женат не был, что случилось с русской женой и ребенком не известно, скончался Георгиевский кавалер в августе 1951 года.

Тут мой канал в Телеграме, а вот ещё несколько интересных историй о людях: