Найти в Дзене

Анжела, сыновья Миша и Дима, дочка Амина

Оглавление

Интервью с участницей программы «Мир моего ребенка», мамой троих детей. В программе помощи с 2019 года. Программа помогает родителям с сиротским опытом лучше понимать своего ребенка. Серия «История Опыта».

Сколько вы уже сюда ходите?

2 года

Чему вы за это время научились?

Мне здесь понравилось, что здесь детей готовим к садику, что свободно можно пускать, вот… Мне нравится здесь, заниматься…

Дети развиваются быстрее?

Да, развитие очень хорошо идет.

Что вы, как мама, узнали для себя нового?

Научилась справляться, объяснять все детям.

Раньше не получалось?

Раньше — нет. Раньше, как сказать, молчала.

С чего все начиналось в Подсолнухе?

Дима сначала, когда сюда пришли, он начал плакать. Тяжело ему было. Ну а сейчас все изменилось. Начал привыкать. Спасибо руководителям, которые помогают.

Комментарии специалистов:

Инна Лавренко, психолог АНО «Родительского центра «Подсолнух»

Анжела — мама троих детей  и сейчас ждет четвертого. Так получилось, что все детки у нее от разных мужчин. Что я наблюдала у Анжелы, когда она пришла: что ей трудно себя регулировать, трудно регулировать детей, что все дети склонны к агрессивному поведению из-за того, что в семье долгое время наблюдалось насилие. Анжела жила с мужчиной который бил ее и, возможно, детей, мы так до конца и не знаем эту историю.
Дети очень трудно вступали в общение с другими детьми. Если общались, то в основном используя физические формы насилия — какие-то драки, отбирания игрушек и так далее. Также дети были в очень сильной тревоге. Что это значит — они не отпускали Анжелу  ни на шаг, особенно Дима (средний сын). Дети были в напряжении, им было трудно вливаться в детский коллектив. И Анжеле трудно общаться — она вообще молчала и почти ни с кем не разговаривала.
Сейчас мы можем наблюдать, что после точечной работы в прошлом и позапрошлом году, когда мы работали над тем, чтобы Дима научился отпускать маму, работали над наказаниями, которые она использует, потому что это влияет на детей. В итоге Дима пошел в садик, смог оставлять маму. Анжела стала проявлять больше открытости, она больше разговаривает сама. Дети стали в детском сообществе больше общаться.
Такое плавное сопровождение требуется все время, потому  что Анжеле, конечно, очень тяжело. Она ждет четвертого ребенка, у нее постоянно меняются условия жизни, например — сначала это был мужчина, который применял физическое насилие. Потом этого мужчину посадили в тюрьму — это еще один был этап жизни для Анжелы, который она трудно переживала. Плюс дальше у нее начались отношения с другим мужчиной. У Анжелы постоянно есть жизненные обстоятельства, которые штормят и ей, конечно нужна поддержка. В целом она достаточно регулярно ходит и старается получить ту помощь, которую ей предлагают.
Мамы не играли и не видели смысла в этом. Сейчас, конечно, стали играть.
У Анжелы трое детей, поэтому, конечно она в вопросах гигиены такая — расторопная очень. Что касается самостоятельной жизни — стало гораздо лучше.

Елена Петрусенко, психолог АНО «Родительского центра «Подсолнух»

Мы поняли, что выделяется совершенно новая подгруппа молодых мам, которые совсем юные, еще сами дети. Им 16, 18, 20 лет — они еще не поняли как самореализоваться в этом мире. Они еще не прошли процесс самоидентификации кто я, какая, чем хочу заниматься, а уже приняли на себя роль «я — мама». В этой роле им необходимо было помочь иначе.
Родитель, который не испытывает чувств эмпатии, включённости в своего ребенка — он может не реагировать на потребности, к сожалению. Он просто не знает как, не видит этих потребностей. У него, в его детстве, этих потребностей просто не было.

Наталья Гатаулина, специалист по социальной работе, направление домашний визит, АНО «Родительский центр «Подсолнух»

Если говорить про трудности, которые испытывают мамы, то их огромный спектр — бывают и страхи, и неуверенность, и отсутствие информации, и отсутствие навыка. Все то, что мешает маме понимать своего ребенка, решительно действовать. Домашний визит нужен для того, чтобы знать какие существуют у родителя страхи. Потом, когда ты приходишь домой, возникает близкий контакт. Мама понимает, что помощь можно попросить, получить, воспользоваться другие специалисты также могут быть полезны. Трудности могут быть такого характера, как, например, выходить на площадку с ребенком. "Я гуляю вокруг дома, мне нормально, мне комфортно, мне безопасно — значит ребенку также". Но дети требуют развития, взаимодействия с другими детьми — этим навыкам они должны обучаться.

Елена Сухорукова, координатор программы «Мир моего ребенка», директор АНО «Родительского центра «Подсолнух»

Когда приходят мамы и рассказывают, что у них не получается с ребенком — я понимаю. А как может получиться? Да не может получиться. Мама, в свою очередь, пережила определенный этап своей жизни. Она не могла это увидеть даже. А дальше началась система, начался детский дом, а там несколько другие взаимоотношения и неоткуда было этому взяться. Я реально понимаю, что это связано с реабилитацией мамы, прежде всего. А в то время, пока мама реабилитируется — важно помогать ребенку. Создавать необходимую среду. Потому что пока мама научится обнимать своего ребенка — важно чтобы ребенок это уже получал.

Программа «Мир моего ребенка» создана для помощи тем, кто в детстве был разлучен с собственной семьей, рос и воспитывалcя в детском доме (приюте, школе-интернате), а теперь, став взрослым, и сам стал родителем и заботится о своих детях.

Цели программы:

  • Поддержка родительской роли в развивающем общении с ребенком
  • Получение семьей нового позитивного опыта совместного общения, игры
  • Улучшение эмоционального состояния родителей и детей благодаря специально организованным занятиям.

Читайте другие истории