Найти тему

Евгения, сын Саша и дочка Ира

Оглавление

Интервью с выпускницей программы «Мир моего ребенка», мамой двоих детей, участницей программы с 2016 г.
Программа помогает родителям с сиротским опытом лучше понимать своего ребенка.

Из серии «История опыта».

Я выпускник детского дома. У меня не было контакта с родителями, потому что они от меня рано ушли — мне еще 10 лет было.

У меня появился старший сын, а потом младшая дочь. Общаясь с воспитателями из детского дома, узнала о том, что есть «Подсолнух», что они помогают понять своего ребенка, так как у меня своего личного опыта не было с родителями...

И однажды, уже пять лет тому назад, я пришла на программу с младшей дочерью. Сначала посмотреть, познакомиться, узнать что это. И поняла, что это — то самое. То что мне нужно, чтобы понимать своего ребенка, чтобы с ним контактировать, быть на одном уровне — то что я не могла раньше.

Я не могла понять такие тонкости, когда... из-за чего он расстраивается. Когда есть нервные срывы у ребенка — как их понимать, как воспринимать. Мне было тяжело понять вот эти возрастные категории... когда он нервничает, переживает, из-за чего-то дергается. Для меня это было сложно — я не понимала что с ребенком происходит. Сама начинала нервничать, психовать, не могла решить ситуацию. Здесь я смогла понять.

«Подсолнух» научил различать поведение моего ребенка — когда ему тяжело, когда нужна помощь. Быть на одной волне, спокойно реагировать на какие-то вещи. Понимать, что ребенку нужна моя помощь

Дочка изменилась, начала тоже разбираться в своих чувствах. У нас стало глаже все проходить.

Она нашла возможность обращаться ко мне, когда ей нужна помощь. Потому что она видела, что родитель стал адекватный, стал понимать ее.

Когда есть проблемы какие-нибудь в школе — мы обсуждаем. Обзываются сейчас очень часто. Мы познакомились в «Подсолнухе» как с этим бороться, как реагировать — научились и пришел как раз тот возраст, когда мы применяем это на личном опыте.

Сейчас она старается больше делиться своими проблемами. Раньше закрывалась.

Мне в детстве мало приходилось играть. Сейчас со своей дочерью учусь заново играть — как это должно было быть у меня в моем детстве.

Комментарий специалиста


Елена Петрусенко, психолог АНО «Родительский центр «Подсолнух»

Женя, как и многие родители, которые сами были воспитанниками детских домов, достаточно требовательный родитель. Ей, как маме, было сложно понять почему дети ноют, почему они хотят какого-то внимания если у них все есть? Они одеты, обуты, у них есть игрушки и еда — почему дети не могут выполнять требования?
Женя такой родитель не потому, что она какая-то плохая, вредная или ещё какая — она просто не знает как по другому. У неё нет другой картинки.
Сама Женя была лишена не только родительского внимания и семейной теплоты — она была лишена вообще теплого человеческого отношения. Так случается — разные ситуации и разные учреждения. Взрослые рядом с Женей были требовательны к ребёнку, который после утраты родителей нуждался в теплоте, в заботе, в поддержке и опоре. Когда ребёнок оказывается в такой ситуации,  когда ему необходимо найти опору в самом себе становясь взрослым он искренне не понимает почему его собственные дети не могут быть сами себе опорой, а ищут ее во взрослом.
Конечно, ей очень трудно — ты еще сам в поиске себя, каких-то важных для себя личностных качеств — и в этот момент ты ещё должен оказывать поддержку. Трудно разбираться в чувствах собственного ребенка, разбираться  в его потребностях, его сигналах. Женя, как мама, стала учиться сразу на обоих детях. В программе она больше участвовала с Ирой, так как Ира была дошкольником, но успела попасть в подростковую группу и со старшим сыном Сашей. Благодаря этому Женя смогла понять в чем он нуждается. Стало понятнее и проще разобраться в том как реагировать, как правильно выстроить отношения ребёнка со значимым для него фигурами. Как ему помочь определиться в профессии, как помочь разобраться с его желаниями, которые бежали вперёд его возможностей. И сейчас, если  говорить про Сашу — Саша успешно обучается в колледже той профессии, которой ему хотелось. Его поддерживают родители и мечта о мотоцикле — она сбылась, потому что родители смогли максимально безопасно донести до него этапы освоения техники. Чтобы не запрещать, но и максимально помочь ребёнку освоить транспорт безопасно.
Конечно с Ирой, как девочкой, отношения сложные и требующие постоянного внимания и тренировки. Женя не оставляет попыток стать более мягкой, более точной, более предвосхищающей мамой, которая бы смогла прогнозировать важные точки. Конечно, самая трудная работа — это работа над собой, над своими чувствами, над своими отношениями с самим собой. Женя, как родитель, видит, что если не делать эту работу над собой, то она не знает что и как демонстрировать ребёнку. Здорово, что она не останавливается в полученных достижениях, а движется к дальнейшей работе с усовершенствованием себя и взаимоотношений с близкими.

Инна Лавренко, психолог АНО «Родительский центр «Подсолнух»

У них какая сложность — Женя мама взрослеющей дочери и подростка, но Ира очень трудно взрослеет. Ей страшно взрослеть, а еще ей очень трудно брать на себя какую-то ответственность, потому что мама тоже ей особо не доверяет и все контролирует. Соответственно, девочка инфантилизируется,  не взрослеет, а маме  очень трудно отпустить этот контроль и дать ей возможность ошибаться, дать возможность расстраиваться. Доходит до того что Ира не может сама собраться в бассейн, например. Очень много трудностей и из-за того, например, что она приходит в детский коллектив и много заявляет о себе — говорит что она это может, это может, а по факту Ира очень неуверенная в себе девочка и ей трудно. Поэтому основная работа велась над тем, чтобы она смогла хотя бы в детском коллективе научиться общаться. С мамой велась работа на тему, что нужно стараться хотя бы немного отпускать ребенка и давать ей возможность ошибаться.

Программа «Мир моего ребенка» создана для помощи тем, кто в детстве был разлучен с собственной семьей, рос и воспитывалcя в детском доме (приюте, школе-интернате), а теперь, став взрослым, и сам стал родителем и заботится о своих детях.

Цели программы:

  • Поддержка родительской роли в развивающем общении с ребенком
  • Получение семьей нового позитивного опыта совместного общения, игры
  • Улучшение эмоционального состояния родителей и детей благодаря специально организованным занятиям.

Елена Сухорукова, координатор программы «Мир моего ребенка», директор АНО «Родительского центра «Подсолнух»

В программе есть такое понимание как переход на второй уровень сопровождения. В чем он заключается: второй уровень сопровождения это стабильное состояние самого клиента, это семьи, которые не нуждаются в экстренном реагировании и кризисном сопровождении, это семьи, которые самостоятельно могут решать задачи по тому, как организовать свою самостоятельную жизнь. Родители имеют работу и работу постоянную. Они живут от своих доходов. Ребенок получает адекватное возрасту сопровождение это посещение детского сада или школы. Дети устроены, их образовательная траектория выбрана, родители понимают в чем заключаются индивидуальные особенности их ребенка и стараются им соответствовать. То есть они не теряют нить в чем нуждается их ребенок.
Программа предполагает длительное участие семей этого уровня, потому что стабилизация это самый важный этап. Когда семья получает опыт безопасного, стабильного положения. Учится тому, что позволяет ей интегрироваться в общество и чувствовать себя спокойно и уверенно. Это достаточно большая работа, которая ложится на плечи самих родителей и нас, как специалистов в их сопровождении, потому что нужно находить и нужные слова, чтобы сориентировать семью в том, что сейчас происходит и дать оценку ситуации. По-прежнему остаются ключевые мероприятия собеседования с семьями, мониторинг как семья движется по направлению своего развития и реабилитации в программе. Поэтому у специалистов есть такое право давать общее видение и оценку с запроса самой семьи, а семья готова это обсуждать.

Читайте также истории опыта приемных родителей:

«Территория радости». История семьи Насти
АНО «Родительский центр «Подсолнух»29 октября 2021