Интервью с выпускницей программы «Мир моего ребенка», мамой двоих детей, участницей программы с 2016 г.
Программа помогает родителям с сиротским опытом лучше понимать своего ребенка.
Из серии «История опыта».
Я выпускник детского дома. У меня не было контакта с родителями, потому что они от меня рано ушли — мне еще 10 лет было.
У меня появился старший сын, а потом младшая дочь. Общаясь с воспитателями из детского дома, узнала о том, что есть «Подсолнух», что они помогают понять своего ребенка, так как у меня своего личного опыта не было с родителями...
И однажды, уже пять лет тому назад, я пришла на программу с младшей дочерью. Сначала посмотреть, познакомиться, узнать что это. И поняла, что это — то самое. То что мне нужно, чтобы понимать своего ребенка, чтобы с ним контактировать, быть на одном уровне — то что я не могла раньше.
Я не могла понять такие тонкости, когда... из-за чего он расстраивается. Когда есть нервные срывы у ребенка — как их понимать, как воспринимать. Мне было тяжело понять вот эти возрастные категории... когда он нервничает, переживает, из-за чего-то дергается. Для меня это было сложно — я не понимала что с ребенком происходит. Сама начинала нервничать, психовать, не могла решить ситуацию. Здесь я смогла понять.
«Подсолнух» научил различать поведение моего ребенка — когда ему тяжело, когда нужна помощь. Быть на одной волне, спокойно реагировать на какие-то вещи. Понимать, что ребенку нужна моя помощь
Дочка изменилась, начала тоже разбираться в своих чувствах. У нас стало глаже все проходить.
Она нашла возможность обращаться ко мне, когда ей нужна помощь. Потому что она видела, что родитель стал адекватный, стал понимать ее.
Когда есть проблемы какие-нибудь в школе — мы обсуждаем. Обзываются сейчас очень часто. Мы познакомились в «Подсолнухе» как с этим бороться, как реагировать — научились и пришел как раз тот возраст, когда мы применяем это на личном опыте.
Сейчас она старается больше делиться своими проблемами. Раньше закрывалась.
Мне в детстве мало приходилось играть. Сейчас со своей дочерью учусь заново играть — как это должно было быть у меня в моем детстве.
Комментарий специалиста
Елена Петрусенко, психолог АНО «Родительский центр «Подсолнух»
Женя, как и многие родители, которые сами были воспитанниками детских домов, достаточно требовательный родитель. Ей, как маме, было сложно понять почему дети ноют, почему они хотят какого-то внимания если у них все есть? Они одеты, обуты, у них есть игрушки и еда — почему дети не могут выполнять требования?
Женя такой родитель не потому, что она какая-то плохая, вредная или ещё какая — она просто не знает как по другому. У неё нет другой картинки.
Сама Женя была лишена не только родительского внимания и семейной теплоты — она была лишена вообще теплого человеческого отношения. Так случается — разные ситуации и разные учреждения. Взрослые рядом с Женей были требовательны к ребёнку, который после утраты родителей нуждался в теплоте, в заботе, в поддержке и опоре. Когда ребёнок оказывается в такой ситуации, когда ему необходимо найти опору в самом себе — становясь взрослым он искренне не понимает почему его собственные дети не могут быть сами себе опорой, а ищут ее во взрослом.
Конечно, ей очень трудно — ты еще сам в поиске себя, каких-то важных для себя личностных качеств — и в этот момент ты ещё должен оказывать поддержку. Трудно разбираться в чувствах собственного ребенка, разбираться в его потребностях, его сигналах. Женя, как мама, стала учиться сразу на обоих детях. В программе она больше участвовала с Ирой, так как Ира была дошкольником, но успела попасть в подростковую группу и со старшим сыном Сашей. Благодаря этому Женя смогла понять в чем он нуждается. Стало понятнее и проще разобраться в том как реагировать, как правильно выстроить отношения ребёнка со значимым для него фигурами. Как ему помочь определиться в профессии, как помочь разобраться с его желаниями, которые бежали вперёд его возможностей. И сейчас, если говорить про Сашу — Саша успешно обучается в колледже той профессии, которой ему хотелось. Его поддерживают родители и мечта о мотоцикле — она сбылась, потому что родители смогли максимально безопасно донести до него этапы освоения техники. Чтобы не запрещать, но и максимально помочь ребёнку освоить транспорт безопасно.
Конечно с Ирой, как девочкой, отношения сложные и требующие постоянного внимания и тренировки. Женя не оставляет попыток стать более мягкой, более точной, более предвосхищающей мамой, которая бы смогла прогнозировать важные точки. Конечно, самая трудная работа — это работа над собой, над своими чувствами, над своими отношениями с самим собой. Женя, как родитель, видит, что если не делать эту работу над собой, то она не знает что и как демонстрировать ребёнку. Здорово, что она не останавливается в полученных достижениях, а движется к дальнейшей работе с усовершенствованием себя и взаимоотношений с близкими.
Инна Лавренко, психолог АНО «Родительский центр «Подсолнух»
У них какая сложность — Женя мама взрослеющей дочери и подростка, но Ира очень трудно взрослеет. Ей страшно взрослеть, а еще ей очень трудно брать на себя какую-то ответственность, потому что мама тоже ей особо не доверяет и все контролирует. Соответственно, девочка инфантилизируется, не взрослеет, а маме очень трудно отпустить этот контроль и дать ей возможность ошибаться, дать возможность расстраиваться. Доходит до того что Ира не может сама собраться в бассейн, например. Очень много трудностей и из-за того, например, что она приходит в детский коллектив и много заявляет о себе — говорит что она это может, это может, а по факту Ира очень неуверенная в себе девочка и ей трудно. Поэтому основная работа велась над тем, чтобы она смогла хотя бы в детском коллективе научиться общаться. С мамой велась работа на тему, что нужно стараться хотя бы немного отпускать ребенка и давать ей возможность ошибаться.
Программа «Мир моего ребенка» создана для помощи тем, кто в детстве был разлучен с собственной семьей, рос и воспитывалcя в детском доме (приюте, школе-интернате), а теперь, став взрослым, и сам стал родителем и заботится о своих детях.
Цели программы:
- Поддержка родительской роли в развивающем общении с ребенком
- Получение семьей нового позитивного опыта совместного общения, игры
- Улучшение эмоционального состояния родителей и детей благодаря специально организованным занятиям.
Елена Сухорукова, координатор программы «Мир моего ребенка», директор АНО «Родительского центра «Подсолнух»
В программе есть такое понимание как переход на второй уровень сопровождения. В чем он заключается: второй уровень сопровождения — это стабильное состояние самого клиента, это семьи, которые не нуждаются в экстренном реагировании и кризисном сопровождении, это семьи, которые самостоятельно могут решать задачи по тому, как организовать свою самостоятельную жизнь. Родители имеют работу и работу постоянную. Они живут от своих доходов. Ребенок получает адекватное возрасту сопровождение — это посещение детского сада или школы. Дети устроены, их образовательная траектория выбрана, родители понимают в чем заключаются индивидуальные особенности их ребенка и стараются им соответствовать. То есть — они не теряют нить в чем нуждается их ребенок.
Программа предполагает длительное участие семей этого уровня, потому что стабилизация — это самый важный этап. Когда семья получает опыт безопасного, стабильного положения. Учится тому, что позволяет ей интегрироваться в общество и чувствовать себя спокойно и уверенно. Это достаточно большая работа, которая ложится на плечи самих родителей и нас, как специалистов в их сопровождении, потому что нужно находить и нужные слова, чтобы сориентировать семью в том, что сейчас происходит и дать оценку ситуации. По-прежнему остаются ключевые мероприятия — собеседования с семьями, мониторинг как семья движется по направлению своего развития и реабилитации в программе. Поэтому у специалистов есть такое право — давать общее видение и оценку с запроса самой семьи, а семья готова это обсуждать.