Найти тему

Катя, дочка Лиза и сын Артемий

Оглавление

Интервью с выпускницей программы «Мир моего ребенка», мамой двоих детей, участницей программы с 2017 г.
Программа помогает родителям с сиротским опытом лучше понимать своего ребенка. Серия «История Опыта».

Когда вы пришли сюда впервые?

Весной 2021. Я хожу со старшей дочерью — езжу на Звездную. В Подсолнухе я уже 5 лет, а здесь (на занятиях в поселке Ленсоветовский) — потому что с маленьким.

Что за эти 5 лет вам «Подсолнух» дал?

Уверенность в том, что я мама, и я не плохая мама.

У каждого бывают провалы. Можно злиться на своего ребенка и это нормальные чувства. Не надо потом про себя говорить «все, я плохая мама…».

Дал уверенность, что жизнь идет и все хорошо в этой жизни. Поддержку дал. Контакт с детьми. Ты теперь понимаешь зачем это — видишь результат.

Что бы мне «Подсолнух» ни советовал с моими детьми «вот такая-то ситуация — надо так и так» — ты пробуешь и это всегда «заходит».

Вы стали по-другому относиться к детям, когда начали в «Подсолнух» ходить?

Конечно, а ко второму еще по-другому. Больше любить, независимо от того, что делают дети. Не обижаться на детей. Раньше старшая дочь меня ударит — все, я сижу, обиделась. Были такие чувства, я обижалась. Она говорит мне «я тебя не люблю» и это прямо трогало. А сейчас понимаю, что это просто ее эмоции. На самом деле это не так.

Мы мало помним себя детьми?

Я вообще себя не помню. У меня проблемы были в этом плане. Меня воспитывали бабушка с дедушкой, в деревне было некогда со мной ни играть, ни заниматься. Потом с мамой я недолго жила, к сожалению — она умерла, я попала в детский дом и там тоже никто с нами не сюсюкался. Поэтому я тоже — с детьми надо (машет энергично рукой), надо пойти, надо добиться всего самому. Я как-то пыталась так воспитывать. Пока не пришла в «Подсолнух». Оказалось, что можно помогать детям. Что они могут делать ошибки, что они не должны быть идеальными.

Можно ли сказать, что вы научились контролировать свои эмоции за это время?

Я больше научилась, наверное, понимать своих детей. Принимать своих детей. Общаться с другими людьми.

Взять коляску и поехать хоть через весь город... Раньше я боялась «как я поеду в автобусе, с коляской…».

Научилась просить помощи. Вот это мне дал «Подсолнух». Потому что раньше мне очень сложно было просить помощи, я с этой коляской там корячилась… а сейчас я могу попросить — стоит мужчина на остановке, почему бы нет, говорю «помогите, пожалуйста». Это самое главное, мне кажется.

Семья Кати на занятиях программы «Мир моего ребенка», родительского центра «Подсолнух»
Семья Кати на занятиях программы «Мир моего ребенка», родительского центра «Подсолнух»

Комментарий специалиста

Инна Лавренко, психолог программы «Мир моего ребенка», АНО «Родительский центр «Подсолнух»

Типичность этих семей в том, что мамы часто относят к детям не в соответствии с возрастом. Например, Катя про свою старшую дочку считает, что она должна делать больше чем та бы могла. Потому что в свое время, когда Катя жила в детском доме, как она говорит "я делала уже вот это, вот это и вот это, стирала, убирала, а моя ничего не умеет”. Есть вот такие ожидания и требования.
С точки зрения самостоятельной жизни могу отметить очевидные изменения. Катя имеет уже не первого ребенка, давно ходит в «Подсолнух» и имеет, конечно, большие успехи.

Наталья Андреева, психолог АНО «Родительский центр «Подсолнух»

Порой покажется, что помощь уже не нужна. Но по накопленному профессиональному опыту мы видим, что очень важно на этом этапе не оставлять семьи профессиональной поддержкой.
Специфика родительской травмы — она никуда не девается. Только на этом этапе она больше замаскирована. Это очень важно знать нам, как специалистам, и важно это учитывать.
Социальная сфера поддержана, но то что происходит в отношениях между родителями и ребенком в большей доле случаев требует профессиональной поддержки. Требуется научение родителей выстраивать мирные отношения с ребенком.
Благополучие социальное не должно нас сбивать и останавливать, как профессионалов, если мы знаем, что в жизни этих родителей была изначально травма разрыва привязанности, травма сиротства. Мы должны наполниться определенными точками внимания — куда смотреть, чтобы разглядеть ту самую скрытую, можно сказать — беду родителя и ребенка. Когда там не формируется настоящая близость и настоящая интимность — внутренняя, семейная, близкая. В этом, конечно, важно помогать семьям на этом этапе.

Программа «Мир моего ребенка» создана для помощи тем, кто в детстве был разлучен с собственной семьей, рос и воспитывалcя в детском доме (приюте, школе-интернате), а теперь, став взрослым, и сам стал родителем и заботится о своих детях.

Цели программы:

  • Поддержка родительской роли в развивающем общении с ребенком
  • Получение семьей нового позитивного опыта совместного общения, игры
  • Улучшение эмоционального состояния родителей и детей благодаря специально организованным занятиям.

Читайте другие истории