В современной культуре образ викинга неразрывно связан с ладьёй, топором и рогатым шлемом. Если ладья и топор имеют историческое и археологическое обоснование, то аутентичность шлемов никак не подтверждена. Робкие замечания специалистов остаются без внимания, а футбольные фанаты или голливудские актёры продолжают водружать на себя каски с рогами, маркируя таким образом этническую принадлежность к норвежцам или датчанам.
Любой знаток боевых искусств скажет, что в бою такие украшения на голове не только бесполезны, но даже вредны. Вместо того, чтобы отрекошетить удар, шлем с рогами примет его на себя. В борцовской схватке рогатого противника легче пригнуть к земле и нанести ему летальный урон. Откуда же появился популярный миф, если факты и логика ему противоречат?
Не чуждые смелым фантазиям культурологи XIX века объясняли появление в искусстве рогатых викингов тем, что в эпоху экспансии с Севера они были ещё язычниками. Христиане, страдавшие от их набегов, ассоциировали людей моря с дьявольскими силами, которых часто в церковной иконографии изображали с рогами на голове. Прообразом самого Сатаны с поздней Античности служила фигура вечно пьяного и похотливого бога Пана с козлиными ногами.
Однако эта идея после тщательного исследования была отвергнута историками. Ни в одном сохранившемся документе не указывалось, что викинги носили головные уборы с рогами. Напротив, учёные установили примерное время появления мифа и его визуализации. Им оказался всё тот же романтический XIX век.
В 1820-е годы шведский художник Юхан Мальстрём, иллюстрируя поэму «Сага о Фритьофе», надел на героев шлемы с рогами. Не ограничившись этим, он пририсовал к ним ещё и крылышки. В 1876 году немецкий художник Карл Эмиль Доплер принимал участие в постановке оперы Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга». В разработке костюмов древнегерманских воинов он ориентировался на скандинавскую традицию, и увенчал их шлемами с рогами и крыльями. В поздней массовой культуре крылья отпали как совершенно фантастическая деталь, а вот рога заняли прочное место на голове среднестатистического викинга.
Однако рогатые головные уборы нельзя полностью списать на фантазии художников Нового времени. Дело в том, что на юге Скандинавии сохранились десятки контурных изображений людей с рогами, выполненных на камне в виде рельефа или краской. Правда до недавнего времени было сложно датировать эти артефакты, поэтому по умолчанию их относили ко временам викингов-язычников.
Прорыв случился в 1942 году, когда близ датского города Виксё в торфянике под слоем мха местный рабочий обнаружил металлические детали какого-то предмета. Прибывшие на место археологи нашли другие фрагменты, которые в целом дали два бронзовых шлема. Каждый шлем представлял собой две полусферы, скреплённые вместе от лба к затылку заклёпками. Венчали их длинные изогнутые наподобие бычьих рога. Между рогов размещались две втулки, куда, по мнению специалистов, вставляли перья. А в гребень, идущий вдоль заклёпок, - кабанью щетину.
Во время Второй мировой войны находка не удостоилась должного внимания со стороны академических кругов. Зато энтузиасты и любители получили весомый источник вдохновения для реконструкций викингов в рогатых шлемах.
Лишь недавно «шлемы Виксё» получили более точную датировку. Во время фотографирования предметов в 2019 году на одном из рогов были обнаружены остатки берёзового дёгтя. Органический материал тут же был отправлен на исследование в Орхусский университет. В результате радиоугольного анализа, самого распространённого в археологической практике, учёные определили период, когда шлемы попали в болото. Между 1006 и 857 гг. до нашей эры, задолго до наступления эпохи викингов. Вполне вероятно, что к этому времени относятся и рисунки рогатых людей на камнях.
Последовавший компаративный анализ артефактов из других уголков Европы дал стройную теорию происхождения рогатых шлемов на территории Скандинавии. Изображения и фигурки людей в похожих шлемах с изогнутыми бычьими рогами в означенный период засвидетельствованы на юге Испании и Сардинии, которые входили в сферу влияния Карфагенской державы, основанной, в свою очередь, выходцами из Финикии. В Финикии, как известно, верховное божество Баал и богиня любви Астарта были рогаты.
В это время на Сардинии начинается строительная активность, рядом с деревнями возводятся каменные башни нураги. Иногда их вместе обносили валом или стеной. Часто башни были связаны со святилищами и сакральными колодцами. Как свидетельствуют исторические и археологические источники, остров в этот период превратился в центр производства и торговли металлом в Средиземноморье.
В Испании создание стел с рогатыми изображениями сопровождается активизацией бронзовой металлургической деятельности. В Скандинавии давно было подмечено, что рисунки рогатых людей находятся на местах древних святилищ, а соответствующие артефакты были принесены в дар существам, обитающим в воде.
Очевидно, что в эпоху поздней бронзы финикийские моряки, обогнувшие Африку с запада на восток, были в состоянии освоить северный атлантический маршрут в Ютландию, действовавший наряду с сухопутно-речным через Альпы. Вместе с торговлей металлами к местным племенам пришли ближневосточные политические и религиозные идеи. В Скандинавских артефактах отчётливо прослеживается тема рогатых близнецов, путешествующих на лодке.
Таким образом, головной убор с рогами мог быть атрибутом жреца или парадной одеждой политического лидера. Символика власти оказалась живучей на территории Северной Европы, где были найдены ещё два предмета, недвусмысленно говорящие о практике использования рогатых шлемов. Только относятся они уже к историческому периоду, когда изучаемые районы населяли племена кельтов.
Один из них бронзовый «шлем Ватерлоо», созданный в 150-50 гг. до нашей эры. Он был найден в Темзе в районе Лондона в 1868 году. Его рога представляют собой два конуса, немного раздувшихся по центру. Второй – серебряный котёл из Гундеструпа в Дании, найденный в 1891 году. Датируется примерно 100 годом до нашей эры. На одной его части изображён, как предполагается, бог Кернунн с рогами оленя, а на другой - человек в шлеме с бычьими рогами и колесом.
Что касается самих викингов, то использование рогатых шлемов у них не зафиксировано ни в боевой, ни в ритуальной практике. Когда они впервые превратились из обычных торговцев в разбойников, наводящих ужас на всю Европу, в экипировке богатых воинов преобладали шлемы вендельского типа. Их основу составлял каркас из металлических полос, к которым крепились металлические или костяные пластины, а по бокам, как правило, нащёчники, спереди – личина или полумаска. Позднее их сменили обычные конусообразные шлемы с наносником.
Но идеи финикийцев в Европе не канули в Лету. В период позднего Средневековья рогатые шлемы появились в парадных и турнирных доспехах германского рыцарства. Откуда они перекочевали в книжные миниатюры, потом в станковую живопись, а затем уже на большие экраны кинотеатров, где и по сей день ужасают историков своим нелепым применением.