Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

За каждым из нас стоит история семьи.

Люди очень по-разному относятся к истории своих семей. Кто-то ей увлечен и очарован, много лет ведет поиск, строит фамильное древо. Кому-то другому это не интересно, и он говорит, что это – не его хобби.

В сущности, для кого-то это действительно имеет значение хобби (а хобби – вещь полезная), кто-то считает знание рода своим долгом перед семьей, хочет передать это знание детям. А кто-то не интересуется, и это тоже нормально.

А еще кто-то говорит, что все знает: ничего захватывающего, никаких трагедий, никаких тайн. Например, мне, интересующейся тем, как истории семьи коснулись сталинские репрессии, часто кто-то говорит, что в роду точно нет ни одного репрессированного. «Ни одного: в роду только беднота!» (Как будто бедноте не доставалось. Ну ладно. Сейчас не об этом.)

На наше представление о своем происхождении влияет, конечно, и эпоха, в которую мы выросли. Я была советским ребенком, и обычно мы, советские дети, считали себя потомками рабочих и крестьян, которые считались хорошими. А не «буржуев» или дворян, которые считались «плохими». Что мы потомки хороших красных, а не плохих белых. Наши предки победили их всех, и наступила счастливая жизнь. Теперь я знаю, что в моем роду были не только крестьяне, но и целых два «буржуя»! Не только один красный, но и (опять же) целых два белых. Но «буржуи» и белые в роду – это были трудные страницы семейной истории, которые скрывались. Сначала ради безопасности. И потом – ради репутации, как минимум.

Вы уверены, что знаете свои корни? Вот вам простейший тест. У каждого из нас четыре прадеда и четыра прабабушки. Вы назовете все восемь имен? Скорее всего, не все. Знаете, есть маленький секрет. Где на месте человека пустота, там горячо! Имя, вычерннутое из памяти, значит, как минимум, конфликт с этим человеком. А может, еще какую-то связанную с этим человеком непростую историю, о которой предпочли молчать.

Некоторые люди как раз этого и боятся. Говорят: если копаться в своей истории, можно неожиданно найти что-то плохое. Совсем не исключено, что события скрыты, потому что пугали или вызывали чувства вины или стыда.

А хорошее? Как ни странно, достойные поступки в семьях тоже нередко забываются. Например, потому что одна из веток семьи обесценена, как «плохая», и забыта. Кто-то из родителей обижен или зол на конкретного родственника, и вся родня этого человека оказывается вычеркнутой из семейной памяти. Если честно, нет семьи, в истории которой все было прекрасно. Семьи, в истории которой не было хорошего, тоже нет.

И все-таки узнавать о своем происхождении – значит, становиться внутренне богаче. Вы начинаете понимать многое в поведении членов своей семьи, лучше понимать их самих. А главное, вы узнаете, что в семейном наследии делает вас слабее (например, прадедушка в одночасье потерял имущество после октябрьской революции, и с тех пор семья защитно избегает материального благополучия: «Не были богатыми – нечего и начинать»). И теперь, зная, «откуда ноги растут», вы лучше понимаете свои слабости и лучше решаете, как теперь поступить с наследственным качеством. Можно сочувствовать предкам, но понимать, что теперь время другое, и вы можете жить лучше. – А еще в семейной истории есть ресурс. Чья-то жизнь, чей-то поступок обязательно вызовет у вас уважение. Вы лучше почувствуете свою силу, лучше поймете, как пользоваться этим психологическим наследием.

Вот я и начала писать на свою любимую тему межпоколенческой передачи. Обязательно продолжу.

Консультирую онлайн:

Skype: ilikeit43

WhatsApp: +7 962 498 06 92

Автор: Литвинова Татьяна Викторовна