Найти тему

Особенный ребенок боится занятий с педагогом, а мама ничего не хочет слушать

Оглавление

Индивидуальное творческое занятие с ребенком с особенностями развития - не такая уж невидаль, как видят это многие родители здоровых "нормотипичных" ребят. Это такое же занятие, с таким же планом, теми же заданиями, разве что немного упрощенными и более протяженными по времени этапами работы.

В целом - такое же, вполне обычное занятие. Но! Лишь в том случае, если сам ребенок, несмотря на ментальные нарушения, хотя бы понимает обращенную речь и выполняет простые просьбы, такие как дай, возьми, положи, хлопни, и другие. Ведь даже на основе этих малюсеньких просьб можно построить несложное занятие... например, по складыванию орнамента из картонных квадратиков.

Мы с коллегами из спецучреждения для детей с ОВЗ всегда на уроках так действуем: от простого - к сложному.

А если ребенок не понимает?

Ни обращенной речи, ни того, что вообще вокруг него происходит, ни-че-го! Да что там, он даже на собственное имя не откликается, а только кричит жутким голосом, бегает, прыгает и плачет.

Тут и козе понятно, что никакого продуктивного занятия не получится, даже если рядом будет прыгать с бубном и умолять самый опытный и титулованный педагог. Ребенок просто его не услышит. И педагог, взывая к мудрости мамы этого ребенка, ей об этом честно говорит: рано, еще немножко не готов к восприятию занятия, надо чуть-чуть подождать и освоиться. Ну логично же?

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Что думает родитель?

Ага! Да она (педагог) просто не хочет лишний раз поднапрячься! Совсем не хотят работать, обнаглели все! Что значит "он не готов"? Может это вы сами "не готовы" ввиду своей профнепригодности заинтересовать его своим занятием?

А что говорит педагог?

Не-ет, педагог не отказывает ребенку в занятиях, совсем наоборот. Он очень хочет помочь, но... Вот смотрите, мама, со вчерашнего дня ребенку назначена специальная терапия (а врачи у нас - настоящие боги своей профессии). А также - ребенку полагаются "сенсорные" занятия с психологом. Ну и....

Давайте хотя бы несколько дней понаблюдаем! Посмотрим, как подействуют на ребенка процедуры. Ведь вполне может статься, что от терапии он немножко успокоится, перестанет визжать как дикий вепрь и... будет в состоянии хотя бы в "творческий" кабинет войти без трясок и плясок?

Но нет же, маме нужно здесь и сейчас!

А зря! Кажется, в одной из публикаций я приводила аналогию с телевизором. Так вот: попытки заставить телевизор работать - это как раз наши попытки привлечь "тяжелого" ребенка к творческому занятию.

Ох, не работает телевизор, какой пассаж! Но он же ДОЛЖЕН работать! Поэтому - будем тыкать кнопки пульта, сильнее, яростнее! Выжимать этот несчастный пульт, как посудную губку! А? Что? Опять не поддается? О, можно еще и по телевизору хорошенько шмякнуть ладошкой или кулаком! Бывает же: шмяк - и, о чудо, сразу изображение появляется!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Да не будет чуда, пока... телевизор никто в розетку не включит! Ну неужто никто не догадался этот "измурыженный" телевизор просто включить в розетку! Вот и для тяжелого ребенка, этим самым "розеточным" этапом является его предварительная "подготовка" к занятиям с помощью медиков и психологов! И она не может идти одновременно с ними! Только по очереди! Иначе - вся терапия пойдет коту под хвост. И правда, зачем тогда ребенка успокаивали, если прямо через пару минут его опять поведут "в неизвестность" и снова будут злить, пугать и "доколупываться"?

Стоит посмотреть на это глазами ребенка!

Да, того самого ребенка, который еще не готов к занятиям (в нашем случае - "не подключен к розетке").

Да не знает ребенок, что это за слово такое - "занятие"! Перед ним - просто дверь! А за дверью - страшная, непонятная, гигантская замкнутая коробка... Да еще и внутри коробки - какие-то чужие незнакомые тётки ходят. Ой, они подходят совсем близко, смотрят в глаза, широко улыбаются (скалятся), протягивают руки... Страшно-то как! А еще тетки эти что-то там бормочут непонятное: "Хрррр-щщщ! В-шшшш!" (да-да, для ребенка, не понимающего обращенной речи и слово "привет" вот так и выглядит). Где я? За что? Мама, мамочка, спасииии!

И тяжелый ребенок - только и может, что залиться слезами, вырваться, упасть перед дверью и истошно заорать! А маме - выбор: либо затолкать взывающего о помощи кровиночку в то место, от которого он умоляет его спасти... либо все же немного подождать, когда хотя бы несколько дней терапии помогут ему воспринимать окружение без чувства страха.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А если уже все испортили?

Я - не медик, а один из педагогов тех самых творческих кружков. И могу сказать только по наблюдениям. Увы, на этот раз - с занятиями уже ничего не получится. Он так и будет до конца трехнедельного курса сопротивляться, ибо свежи в памяти все эти страхи. Ну да, можно его и через силу "пихать", но, неровен час, он вообще в любые двери будет входить с таким же негативным настроем.

Но на следующий курс, можно попробовать и по-другому. Подождать хотя бы небольших изменений в поведении от терапии и... аккуратненько так, подгадав под спокойное настроение, потихоньку пробовать новые занятия. Терпение... Без него - никуда.

Вот и Вам, дорогие читатели, пожелаю терпения и крепости духа, чтобы все цели - достигались!

поддержать автора:

Буду рада каждому гостю, добрым лайками новым подпискам на КАНАЛ

Один урок для педагога, который стоит десяти
Со странностями (будни педагога)26 апреля 2022
Мальчику нет и трех лет, а он уже знает английский язык
Со странностями (будни педагога)22 апреля 2022

#учителяидети #особенныедети #учителяиродители #педагогика #аутоподобноеповедение