Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Образ "хорошая девочка".

"Хорошие девочки так не поступают!" "Зачем ты так себя ведёшь? Разве так можно хорошей девочке себя вести?".

Что хочу сказать? Пришла пора взяться за препарирование и анализ такого социального стереотипа как "хорошая девочка": так ли она хороша, каковы её признаки и почему, будучи хорошей, она так часто страдает?

Итак, давайте вместе вспоминать наиболее яркие и часто употребляемые эпитеты, связанные с героиней заголовка сегодняшней статьи.

"Хорошая девочка" очень хочет чтобы её все любили или хотя бы симпатизировали ей. Поэтому, любовь привыкла заслуживать "хорошими поступками" и "правильным поведением" с самого детства. Поэтому во главу угла ставится мнение окружающих о ней, даже незнакомых. В этой погоне за хорошем мнением о себе со стороны окружающих людей, "хорошая девочка"напрочь забывает о своих желаниях, потребностях и мнении. Для неё это перестает быть важным, так как это всё не принесёт любви окружения, а в некоторых случаях, наоборот, собственные желания и мнения могут стать причиной недовольства со стороны других. А это уже угроза самому статусу "хорошей девочки". Таким образом, мы можем наблюдать, как со временем энергичная девушка может превратиться в слабовольную, удобную для всех личность, пассивную в плане проявления себя.

Вспомните: - "Ты же девочка!", а это подразумевает максимальную степень вежливости и скромности, которые могут перерасти в страх проявления себя. И девочка учиться только тому, чтобы угождать другим, нравиться другим, не докучать другим. А что для этого нужно? Забыть о себе и помнить о других.

Самая главная причина, естественно, родом из детства. Ну а как же? Хорошими девочками становятся с самых ранних лет! Со временем взгляды взрослых интегрируются в мир внутренних установок ребёнка и переходят в модель понимания собственной "женской роли" в семье.

Условия при которых развивается "хорошая девочка":

а) слабая, безинициативная мать;

б) отец алкоголик, либо со склонностью к агрессии и деспотии, жестокие старшие братья или сёстры;

в) отсутствие похвалы за достижения, но при этом наличие завышенных требований к ребенку в процессе воспитания.

Также не стоит забывать о возможных случаях эмоционального, физического или сексуального насилия по отношению к ребенку или подростку и соответствующей реакцией взрослых: "с хорошими девочками такое не случается".

В иных случаях воспитания может присутствовать и похвала в случае успешности ребёнка, сдержанная, но похвала, но зато, при ошибках проявляется и жестокость наказаний, и ужас игнорирования, и стыд обесценивания.

Таким образом, взрослеющая девушка очень прочно впитывает в себя ценность бытия "хорошей девочкой", и именно поэтому взрослой женщине так трудно перестать ей быть. На это уходят месяцы, а то и годы личностной терапии.

Постарайтесь отказаться в воспитании от этого образа, образа "хорошей девочки".

Берегите себя!

Сабиров Салават.

Автор: Сабиров Салават Шамгунович