ОБ ИСКУССТВЕ ДЕТЯМ
Цель данной книги заключается в том, чтобы рассказать детям о выдающейся роли великого русского собирателя П.М. ТРЕТЬЯКОВА в создании одного из крупнейших музеев мира. Дать маленькому человеку представление о том, что такое ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ и, как он важен и нужен людям.
ВСТРЕЧА В САДУ.
Стоял тёплый майский день. Солнце светило очень ярко и художник был вынужден укрыться в тени большого ветвистого дерева. Он работал так увлечённо, что даже не замечал маленького мальчика с интересом наблюдавшего за ним. Мальчик стоял рядом и смотрел, как легко и быстро художник наносит краску на холст. Она была послушна художнику и на глазах у мальчика быстро превращалась в листья, ветви, стволы деревьев, которые становились похожими на яблони, растущие здесь же, в саду. Мальчик любил сад. Он часто приходил сюда поиграть, а сегодня он увидел, как в саду, художник пишет картину.
- Наверное, - подумал мальчик, - ему тоже понравился сад и он решил его изобразить. Мальчику было интересно смотреть на художника. Ему казалось, что он похож на волшебника, который может делать что-то особенное, чего не могут делать другие.
Сад действительно был очень красивым. В нём росло много разных деревьев, цветов, кустарника. Это было красивое место, находящееся почти в самом центре большого города. И сад, и большой двор, примыкающий к саду, и большой дом, стоящий во дворе – всё это принадлежало Павлу Михайловичу Третьякову и его семье. Мальчик хорошо знал этого человека, так как у него работал его отец, который помогал Третьякову в его самом любимом деле – собирании картин.
Коля знал об этом потому, что иногда, бывал с отцом в большом доме Третьяковых и видел, чем отец занимался. А ещё отец много рассказывал об этом дома: маме, ему, брату.
Работа отца заключалась в том, чтобы помочь Третьякову привезти или, если это было недалеко, принести от художника картину. Затем, подобрать ей раму, если таковой не было и повесить её на стену одного из залов дома Третьяковых, где она должна была находиться и, присматривать за ней, как и за остальными картинами, которых здесь было много.
Отец любил свою работу, относился к ней очень добросовестно и поэтому Павел Михайлович очень уважал его и ценил. Мама мальчика, тоже работала в доме Третьякова, да и жили они здесь же, рядом, - во флигеле. Очень часто маленький Коля видел, как к Павлу Михайловичу приходили художники, приносили свои картины, которые в скором времени, с помощью его отца, появлялись на стенах в залах. Коля видел эти картины. Их было много и они такие разные: большие, не очень, совсем маленькие. Они висели рядом друг с другом, занимая пространство стен от пола до потолка и казалось, что им не хватало места – так их было много.
Мальчик часто наблюдал за тем, как отец вместе с Павлом Михайловичем приносили в зал новую картину, как любовно и бережно вешали её на стену, как
потом долго и внимательно смотрели на неё, радовались и говорили о том, как хорошо, что эта картина находится у них, в залах. А залов в доме было много.
Они были большие и, казалось, что для всех картин хватит места. Но оказывается, нет, - с течением времени, картин становилось всё больше и больше, и вот уже к дому пристраивается новое помещение, в котором тоже будут жить картины. Мальчик знал это, и к тому же, отец говорил: - Вот сынок, ещё одно помещение для картин Павел Михайлович к дому пристраивает, а то уж совсем мало места стало. Уж так он их любит, так любит, что лучшего удовольствия, чем собирать картины, для него в жизни и нет.
Коля часто задумывался над тем, за что Павел Михайлович Третьяков, так любит картины, так много их собирает, что казалось, - собрал уже целый город картин, да что там город – целую страну.
Все комнаты, все залы, все помещения большого дома были увешаны картинами. Бывали дни, когда в дом Третьяковых приносили сразу несколько картин. И тогда начинался настоящий праздник и мальчик видел, как все радовались. Но больше всех, радовался глава семьи, владелец всего этого огромного собрания картин – Павел Михайлович Третьяков. Коле казалось, что для него, не было большего счастья, чем смотреть на картину, держать её в руках, наслаждаться её красками. Наверное, он любил картины, больше всего, в своей жизни.
ЗНАКОМСТВО.
Все, кто жил и работал в доме Третьяковых, любили картины, для всех они были чем-то особенным. Вот и отец мальчика помогал Третьякову, как только мог. Сам Коля, которому исполнилось уже восемь лет, часто подолгу стоял и смотрел на какую-нибудь картину. Внимательно и не спеша он рассматривал её, пытаясь понять, о чём рассказал художник красками. Он уже знал, что картина говорит с теми, кто на неё смотрит на своём языке – языке цвета. Так говорил отец. Цвет красок художники используют для своего рассказа. Только вместо слов, мазки красок – большие и маленькие, шероховатые и совсем гладкие – разные. Мальчику нравилось рассматривать краски, которые на картинной плоскости превращались в изображение человека, разных предметов, природы. У него даже были свои любимые картины. Одна из них, особенно нравилась Коле. На ней было изображено много людей, участвующих в каком-то празднике. Правда, казалось что они, почему-то взволнованы, чего-то испугались, как будто что-то, помешало их торжеству. Коля часто подолгу стоял перед ней, и иногда ему казалось, что он тоже чего-то боится, как и те люди, на картине.
И сейчас, наблюдая за работой художника, он вдруг подумал о том, что, быть может, вот так, как он видит, создавалась и та – загадочная картина, и вот так же на холст ложились краски. Только сейчас краски светлые, яркие, радостные, а на той картине тёмные, немного пугающие. И всё-таки интересно – о чём же она? Его размышления прервал художник.
- Как тебя зовут? - спросил он.
- Коля, - ответил мальчик.
- Так ты, сын Андрея Осиповича – помощника Павла Михайловича Третьякова? - обрадованно спросил художник.
- Да, - ответил мальчик, которому было приятно, что художник знал его отца.
- А меня зовут Василий Максимович Максимов. Я тоже дружу с Павлом Михайловичем и моя картина, тоже есть в его коллекции.
Коле захотелось похвалиться тем, что он знает, что означает слово коллекция, и он сказал:
- А я тоже знаю, что коллекция картин – это когда много картин. А у Павла Михайловича их очень много. Значит, у него большая коллекция.
- Молодец! - похвалил его художник и тут же спросил:
- Так ты любишь рассматривать картины, тебе интересно?
- Очень интересно! - ответил мальчик. Он почувствовал, что понравился художнику. Да, и ему художник тоже понравился. Он, видимо, был добрый и хороший человек.
- А знаешь, - вдруг сказал художник, - если хочешь, я могу показать тебе свою картину, которая есть в коллекции Третьякова.
Коля обрадовался и с удовольствием согласился посмотреть картину художника, а там, если повезёт, расспросить его о своей любимой картине.
- Тогда завтра приходи на это место, и мы пойдём с тобой смотреть галерею Третьякова.
И тут, Коле захотелось спросить ещё.
- Скажите, пожалуйста, а почему залы, в которых висят картины называют галереей?
Художник улыбнулся и сказал:
- Это хороший вопрос и я попробую ответить на него так. В далёкие времена, очень часто, картины вывешивались на стены внутри длинных помещений, которые назывались галереями. Иногда, такие галереи специально строили для того, чтобы
показывать в них картины. Отсюда и название – КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ - место, где показывают картины. Понял?
- Понял, - ответил мальчик и мысленно вспомнил залы с картинами в доме Третьяковых.
Художник собрал краски, кисточки и всё, что у него было, в небольшой деревянный ящичек и повесил его на плечо.
- Ну, а теперь до завтра, - кивнул он мальчику. Они попрощались и довольный Коля побежал домой, чтобы сообщить родителям радостную весть. По дороге он увидел, как к дому подъехала карета, в которой сидели Третьяков и его отец. В руках у отца была картина.
- Ещё одна новая картина будет жить в галерее, - обрадованно подумал мальчик, - и, может быть, я даже увижу её завтра. Скорей бы оно наступило.
Вечером, Коля рассказал родителям о своём новом знакомом, о том, что завтра он идёт смотреть с ним картины. Отец мальчика, хорошо знавший художника Максимова и, любивший его творчество сказал:
- Очень хорошо сынок, сходи обязательно, посмотри, послушай. Василий Максимович много знает о картинах, тебе будет интересно.
Перед сном, Коля вспомнил свою любимую картину. Его хорошая память хранила все её части, и он по памяти мог рассказать, что и где изображено. И снова стало немного боязно.
- Обязательно спрошу художника о ней, пусть расскажет, - решил мальчик, засыпая.
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ.
На следующий день, в девять часов утра художник Максимов и Коля входили в первый зал, где висели картины. Вообще-то, залов было много, но они решили начать с этого. Им повстречался Павел Михайлович Третьяков и, поздоровавшись, с Василием Максимовичем погладил по голове Колю, чему тот несказанно обрадовался. Мальчик знал, что Третьяков очень хорошо относился к его семье. Он разрешал своим детям играть с Колей и его братом. Летом, они часто вместе отдыхали на даче у Третьяковых. Уважая Колиного отца, Павел Михайлович очень хорошо относился и к его детям.
И, несмотря, на свой возраст, Коля чувствовал и понимал это. Вот и сейчас, рука Павла Михайловича, погладившая его по голове, была для него знаком доброты и внимания.
Из рассказов отца Коля знал, что каждое утро перед работой Третьяков приходил в залы с картинами и всё внимательно осматривал. А, так как за порядок в залах и за состояние картин отвечал отец – у него всегда хранились ключи от залов, - то в восемь часов утра, он всегда открывал двери первого зала и вместе с Третьяковым совершал обход и осмотр. Всё ли хорошо, всё ли на месте, не заболела ли какая-нибудь картина. Вот и сейчас Павел Михайлович повстречался им.
Он покупал картины у русских художников, которые жили в Москве, Петербурге, других городах России. Посещая выставки, мастерские художников, каждый раз, Третьяков приобретал какую-нибудь картину, а то и несколько сразу. Его знали, любили и уважали многие известные русские художники. Им нравилось, когда Павел Михайлович покупал у них картины и многие гордились тем, что они находятся в его галерее. Художники часто приходили на них посмотреть и порадоваться. Ведь коллекция картин Третьякова была очень известной в Москве.
Отец рассказывал Коле, как впервые, в 1856 году, будучи ещё совсем молодым человеком, Павел Михайлович приобрёл две картины, с которых и началась Третьяковская галерея.
Тогда он решил собирать картины, втайне надеясь, что когда-нибудь картин будет много и он подарит их своему родному городу – Москве. Он хотел, чтобы люди могли приходить в его галерею, смотреть картины, наслаждаться искусством. Отец Коли, который знал о желании Третьякова и тоже хотел, чтобы в Москве был художественный музей для всех горожан, старался помочь ему, как только мог, чтобы приблизить это время и подарить городу картинную галерею.
И день этот обязательно придёт, и Москва получит в дар прекрасное собрание картин, которое станет известно во всём мире – как Третьяковская галерея. И маленький Коля вырастет, заменит своего отца, и всю жизнь будет работать в галерее и видеть, как тысячи людей радуются встрече с искусством.
Но он этого ещё не знает, так как это будет нескоро, а пока, первый раз в свои восемь лет, он входит в залы галереи вместе с художником, который расскажет ему о картинах.
- Как это замечательно, - думал мальчик, - я, наверное, много сегодня узнаю! -
О Б Р А З
И вот они в этом царстве картин, среди покоя и тишины. Картины живут здесь одни, им ничто и никто не мешает, им спокойно и хорошо, - в галерее у них своя жизнь. Коля немного волновался, ведь он не один – с художником!
И, так хотелось всё увидеть, узнать, обо всём расспросить. Вот только с чего начать, ведь картин так много? Может повести художника к своей картине и попросить рассказать о ней. Но в этом зале её не было, и Коля растерялся. Но его выручил Максимов.
- Знаешь дружок, - сказал он мальчику, - мы поступим с тобой так: ты будешь подходить к картине, которая тебе понравится, а я буду о ней рассказывать всё, что знаю. Договорились?
Коля кивнул и обрадовался – так ему было легче. Он стал искать глазами картину, которая будет первой. И он увидел её.
На ней был изображён мальчик. Повернув голову в сторону, он куда-то смотрел. Колю привлекли его глаза – внимательные, сосредоточенные. Могло показаться, что мальчик на что-то смотрит, а может и не смотрит, может просто задумался и вот таким его изобразил художник. Коля внимательно рассматривал картину и ожидал, что скажет его новый знакомый.
- Ты молодец! - похвалил его Максимов, - ты выбрал прекрасную картину, которая принадлежит кисти замечательного русского художника Василия Андреевича Тропинина. –
Коля знал, что картины создаются при помощи кисточек – больших и маленьких - разных. А слова «принадлежат кисти» означают, что эту картину написал такой-то художник. Об этом не раз говорил ему отец. А ещё он знал, что картины не рисуют, а пишут. Потому что если краски, которыми создают картины, не сухие, а жидкие, то принято говорить «ХУДОЖНИК НАПИСАЛ КАРТИНУ». Как только Максимов начал рассказывать, он всё это быстро вспомнил. А художник продолжал:
- Тропинин написал много портретов. И, как ты сам видишь, портрет – это изображение человека. Но каждый художник, видит и изображает человека по-своему. И если, к примеру, одно и тоже лицо изображают два художника, то это будут разные портреты, и они будут отличаться один от другого. У каждого портрета будет что-то своё, - что придумал для него автор.
Вот и Тропинин писал такие портреты, которые отличались от работ других художников и многим очень нравились. Понравились они и Павлу Михайловичу Третьякову - вот он и приобрёл несколько для своей галереи. А перед тобой портрет сына художника. Таким он увидел его, почувствовал и изобразил красками.
Тут Коле захотелось задать вопрос и он спросил:
- Так значит, когда я смотрю на портрет, я могу думать не только о человеке, но и о красках?
- Обязательно, - сказал Максимов, - и может быть даже, в первую очередь, о красках, потому что краски являются главными.
- А почему краски являются главными? - удивлённо спросил мальчик.
- А потому, что именно красками на плоскости художник создаёт изображение. Именно красками, - их различными сочетаниями, - и тут вдруг Максимов задумался, видимо, желая сказать для Коли, что-то важное и подобрать для этого нужное слово и найдя его, продолжил, - именно красками художник изображает, как бы ПОДОБИЕ человека, природы, предметов и всего того, что он хочет изобразить. И если бы не было красок, их цвета, не было бы картин.
Коля внимательно слушал художника и старался понять то, о чём он говорит.
Услышав слово ПОДОБИЕ он спросил:
- Значит этот мальчик, его глаза, волосы, лицо – это тоже краски, которые своим цветом изображают подобие настоящего мальчика?
- Да, - согласился художник, - можно сказать, что ты прав.
А потом, на мгновение задумался и добавил: - А слово ПОДОБИЕ, можно заменить другим словом, так как на картинах, красками, художники создают ОБРАЗЫ.
- Значит, изображение сына художника это тоже ОБРАЗ? - спросил мальчик. При этом в его голосе была какая-то уверенность, что ему понятно всё, о чём ему говорят.
- Конечно образ - образ созданный Тропининым, - как бы подводя итог такому непростому вопросу, сказал Максимов.
- А я, понял, - вдруг обрадованно сказал мальчик, - и на всех остальных картинах, красками изображены образы.
- Вот видишь, какой ты догадливый, - улыбнулся художник, - ты всё правильно понял и значит, мы можем продолжать осмотр картин дальше.
КОМУ, ЧТО, НРАВИТСЯ
Коля пошёл по залу и вдруг увидел голубое небо, маленькие плывущие облака, большое поле и среди этой необъятной природы – молодую женщину, ведущую двух лошадей. У кромки поля, на траве, сидел маленький мальчик, а вдали, виднелась ещё одна женская фигура и лошади. И всё увиденное, принадлежало пространству одной, совсем небольшой по размерам картины.
- Странно, - подумал Коля, - картина маленькая, а пространство на ней большое, уходящее вдаль и в небо. И как всё это хорошо уместилось, как приятно на это смотреть.
Коля молчал, ожидая, что скажет художник. А тот, в свою очередь ожидал вопроса мальчика, наблюдая с каким вниманием, он рассматривает картину.
- Понравилось? - спросил Максимов.
- Да понравилось, - ответил мальчик.
- А что понравилось?
- Всё. И небо, и поле, и облака, и воздух, и женщина с лошадьми. Вся картина понравилась, - уверенно ответил Коля.
- Это хорошо, что понравилась. Мне она тоже нравится, - сказал художник и о чём-то задумался.
- Но ведь пахать землю трудно, - произнёс Коля.
- Трудно, - согласился Максимов.
- А почему же, когда я смотрю на женщину, мне кажется, что ей это не трудно, что для неё это, как будто праздник - даже сарафан праздничный надела.
- Видимо так захотел Алексей Гаврилович Венецианов, - произнёс Максимов, - художник, который написал эту картину.
Он и жил то, в деревне. Очень любил и уважал крестьян и изображал их жизнь, на своих картинах. И даже тяжёлый крестьянский труд изображал, как радость для крестьян. На многих его картинах всё спокойно, торжественно, красиво. На них приятно смотреть. Название этой картины «ВЕСНА. НА ПАШНЕ». Венецианов, как бы любуется и красотой природы, и уверенными движениями женщины и, наверное, тёплым весенним днём, когда можно готовить землю для посева. –
- А почему Венецианов так любил крестьян? - спросил мальчик.
- Нравились они ему. Жизнь их, труд их - нравились. Как художнику, да и, наверное, как человеку они были ему интересны. У художников ведь как бывает: очень многое и разное могут изобразить на картине. Но всегда у каждого есть что-то, что нравится особенно, больше, чем остальное. Алексей Гаврилович Венецианов тоже мог многое изобразить, но вот почему-то, любил изображать крестьян. Он даже школу для крестьянских детей открыл, в которой обучал их изобразительному искусству и некоторые из них, стали хорошими художниками. –
- А изобразительное искусство – это, какое искусство? - не понял Коля.
- А это вот, как раз и есть то самое искусство, которое мы с тобой сегодня смотрим и, о котором, говорим. Картина - это и есть изобразительное искусство - от слова ИЗОБРАЖЕНИЕ, - пояснил Максимов и потом добавил, - рисунки, картины, скульптуры - всё это принято называть ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ. Ты это, пожалуйста, запомни.
И в голосе художника мальчик услышал убедительную просьбу.
- Я обязательно запомню, - закивал головой Коля, которому было так приятно, что художник так старался для него.
- Ну, вот и хорошо, - удовлетворённо сказал Василий Максимович и произнёс, - ну что, идём смотреть дальше? –
Мальчик кивнул, выражая согласие, и они продолжили осмотр.
ПОРТРЕТ ДОСТОЕВСКОГО
И снова он остановился у портрета. Только на этот раз, на нём был изображён взрослый человек. Он сидел, скрестив руки на коленях. И сначала мальчику показалось, что в позе его, выражении лица, во всём его облике, есть какая-то усталость. Но внимательно присмотревшись, он подумал: - А может и не усталость, может просто думает о чём-то важном, серьёзном, как говорят взрослые – размышляет.
Он не раз видел, как отец, придя вечером от Третьякова, тоже так сидел и думал о чём-то своём, видимо, важном для него. И в эти минуты мама просила их с братом не мешать отцу. Пусть посидит, подумает – значит, нужно было ему это.
- Это портрет писателя, Фёдора Михайловича Достоевского, - услышал он голос Максимова.
- А кто его написал? - спросил мальчик.
- А написал его художник Василий Григорьевич Перов. –
- А почему он его написал? - Коле вдруг захотелось узнать, почему именно этого писателя изобразил Перов, а не какого-нибудь другого.
- Потому что этот портрет заказал, то есть, попросил исполнить Павел Михайлович Третьяков, для своей галереи.
- А что, Павел Михайлович любит читать его книги?
- Наверное, любит.
- А о чём они?
- О чём книги Достоевского? - переспросил Максимов и почему-то вздохнув, сказал: - Они о жизни, о человеке, о его поисках себя в этой жизни, о его поведении и поступках. О многом, его книги.
- А зачем человеку искать себя в этой жизни?
- Ну, это так говорят. Ведь каждый человек рождён кем-то, - быть, что-то - делать, совершать поступки - жить, одним словом. Вот Достоевский и рассказывает в своих книгах, как всё это происходит.
Продолжая внимательно рассматривать портрет, Коля спросил: - А человек в книгах этого писателя, каких поступков совершает больше - хороших или плохих?
Максимов, почему-то опять вздохнул и сказал: - Это трудный вопрос дружок и я боюсь, что я на него не отвечу. Одно тебе скажу – писатель этот очень известный, очень любят многие люди, его книги, и Павел Михайлович его любит. Вот и заказал специально художнику Перову его портрет. Потому что хочет, чтобы в его галерее были портреты известных людей, много сделавших для искусства, для науки, для России. Достоевский - один из них. Он много думал и много сделал. Может поэтому Перов и изобразил его, думающим о чём-то.
- Может он сидит и книгу придумывает, - предположил мальчик.
- Может, может, - согласился Максимов и, закончив разговор о портрете Достоевского, они пошли дальше.
ХУДОЖНИК И ПРИРОДА
Коля медленно шёл по залу, смотрел на картины, висящие на стенах и, думал о том, на какую же из них обратить своё внимание. Картин было так много, что выбрать было нелегко. И вдруг он увидел изображение берёз с сидящими на них грачами. Он подошёл к этой картине.
- Наверное, весна приближается, раз грачи прилетели, да и снег тает, - подумал мальчик. –
- Что, пейзаж понравился? - спросил художник.
- Понравился, - сказал Коля, не обратив при этом внимания, на слово ПЕЙЗАЖ.
- А что понравилось? - поинтересовался Максимов.
- Всё понравилось! Небо понравилось, колокольня понравилась, тающий снег понравился, берёзы с грачами. Вся природа изображённая художником понравилась.
- Какой ты молодец! - восхитился Максимов, - так, что Коля даже, немного смутился.
- Как хорошо, как правильно ты сказал - «природа изображённая художником» - это очень верно и грамотно. Молодец! - ещё раз похвалил он мальчика и тут же спросил: - А знаешь, что означает слово ПЕЙЗАЖ?
Коля, может быть, и слышал это слово от отца, но сейчас почему-то, не мог вспомнить и потому ответил: - Нет.
- ПЕЙЗАЖ, это картина, на которой художник изобразил природу. Так что запомни - увидишь изображение природы - значит это пейзаж. Пейзажи, кстати, многие художники любят.
- А этот пейзаж, кто написал?
- Этот пейзаж написал Алексей Кондратьевич Саврасов – художник, который очень тонко чувствует и воспринимает природу, её характер, её состояние, её душу, если можно так сказать.
- Странно, - подумал Коля и спросил: - А разве у природы есть душа и как её можно чувствовать?
- А как же, обязательно есть, ещё как есть, - голос художника звучал твёрдо и уверенно, и Коля верил каждому его слову.
- Природа ведь тоже живёт своей жизнью. И ей бывает хорошо или плохо, весело или грустно, радостно или печально. По – всякому, у неё бывает, как и у человека. То ей хорошо, то нет, то она такая, то другая – часто меняется. Вот только не каждый это видит и понимает. А художники - они это видят и чувствуют, и свои ощущения, свои впечатления, свои раздумья о природе – изображают на картинах. Так что картины о природе, тоже бывают разные. А тут ещё, есть такие художники, которым нравится природа других стран. Ну, например Италии. Её многие русские художники изображали. Они там подолгу жили и оттуда привозили в Россию свои картины.
- Но ведь на этой картине Саврасова наша, русская природа, - заметил Коля.
- Вот, в том то и дело, и ты молодец, что это заметил. Алексей Кондратьевич любит изображать красоту русской земли. Вот и в грачах, он немного погрустил о весне.
А почему в грачах? - не понял Коля.
А потому что эта его картина так и называется «ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ».
- А он в своих картинах о природе, часто грустит? - спросил мальчик.
- Да по-разному бывает. Разные они у него – пейзажи. Но мне так кажется, что чаще - всё-таки грустит. В этой картине, так уж точно грустит, - это очень хорошо чувствуешь, когда на неё смотришь.
- Я тоже это чувствую, - согласился с художником мальчик и повернул голову направо.
ПЕРЕДВИЖНИКИ
И тут, он опять увидел изображение сидящего человека. Это опять был портрет. И, несмотря на то, что о портрете уже вроде бы много говорили, ему захотелось подойти к нему. Уж очень привлекали задумчивые и, как показалось Коле, серьёзные глаза этого человека. В них было что-то такое, что заставляло подойти к картине, притягивало к ней. Коле казалось, что в этом человеке, в его большой фигуре, была какая-то сила, какая-то уверенность в том, что он знает то, чего не знают другие. Наверное, это тоже какой-то известный человек и может быть, Третьяков тоже заказал его портрет, подумал мальчик и тут же спросил:
- А это кто?
- Это известный писатель Лев Николаевич Толстой. А написал его портрет, наш главный передвижник Иван Николаевич Крамской.
А кто такой передвижник и почему он главный? - удивился Коля странному слову.
- О, это долгая история, но если ты хочешь, я могу тебе немного рассказать. Будешь слушать? –
- Конечно буду, - согласился мальчик. Ему было интересно узнать - кто такой, этот передвижник Крамской и почему он главный?
Они присели на маленький диванчик, стоявший в зале и Максимов начал рассказывать.
- Наверное, ты знаешь, что для того, чтобы стать художником надо много учиться. Так вот, у художников есть свои специальные школы, в которых они получают художественное образование. В городе Петербурге – столице нашей страны, находится главная школа художников всей России – Петербургская Императорская Академия художеств. Принимают туда самых способных, самых талантливых учеников. Иван Николаевич Крамской тоже учился в Академии художеств. Учился хорошо, получал хорошие оценки за учёбу и успешно перешёл на последний курс обучения. Для того, чтобы сдать экзамен, ему надо было написать картину.
Но только то, что хотел изобразить на своей картине Крамской, не нравилось его учителям и ему предложили изобразить то, что хотели бы увидеть они, ещё руководители Академии – такие были правила.
- А что они хотели увидеть? – поинтересовался Коля.
- Они хотели увидеть праздник иностранного царя, который Крамскому, да и остальным художникам, изображать было не интересно, да и не хотелось.
- А что им хотелось изображать? - с удивлением в голосе спросил мальчик.
- Крамскому и его друзьям по Академии, хотелось изображать жизнь. То есть то, что их волновало, что им было интересно, - ответил Максимов.
- Ну и изображали бы то, что хотели. Разве нельзя было? - с недоумением произнёс Коля.
- В том то и дело, что в академии этого делать было нельзя, так как это было нарушением правил и законов, по которым там учились.
- А как же быть, если не хочется делать то, что не интересно? - размышляя об услышанном, произнёс Коля.
- Значит, надо было выбирать - или оставаться в Академии, или уходить из неё и идти в искусство своей дорогой.
- И, что же они выбрали? - Коле было так интересно, что он даже не чувствовал усталости. А ведь прошло уже немало времени с начала знакомства с картинами.
- Крамской вместе со своими друзьями ушёл из Академии. Они стали работать самостоятельно - писали картины, продавали их и этим жили. А ещё, они очень хотели, чтобы их картины могли видеть многие зрители, а не только те, которые приходили на выставки в Академию художеств.
- А что, разве посмотреть картины могли не все? - удивился мальчик.
- Да, на все, - ответил художник, - и на это были разные причины.
- И что же придумали художники? - спросил Коля.
- Тогда Крамской и его друзья, решили организовать «ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК» - то есть устраивать выставки из своих картин и показывать их в разных городах России, а не только в нашей с тобой Москве или Петербурге. А, так как выставки надо было перевозить из города в город, то есть ПЕРЕДВИГАТЬ, то их и стали называть передвижными, а художников, участвующих в таких выставках - ПЕРЕДВИЖНИКАМИ.
Внезапно Коля спросил: - Василий Максимович, а Вы, передвижник? Вы участвуете в таких выставках?
Максимов рассмеялся и сказал: - Конечно передвижник, обязательно передвижник. Я тоже участвую в этих выставках.
- Но всё-таки я не понял, почему Крамской главный? - произнёс мальчик.
- Он не главный. Я сказал так потому, что он был первым, кто предложил уйти из Академии художеств, был создателем Товарищества передвижников. Его уважают и ценят, к его советам и размышлениям прислушиваются. Вот поэтому я и назвал его главным. Но в этом слове, я подразумеваю уважение, которым пользуется Крамской, хотя быть может, и не во всём с ним можно согласиться. Но всё-таки сделал он многое и не признавать этого нельзя. Да и портреты пишет интересные и лучшие, Павел Михайлович старается приобрести в свою коллекцию. На один из них, мы с тобой смотрим.
- Да, мне портрет Толстого тоже очень понравился, - сказал Коля.
- Ну вот, отдохнули, поговорили о передвижниках, пойдём смотреть дальше, - предложил Максимов.
ТВОРЧЕСКИЙ ВЫМЫСЕЛ
Они встали с диванчика и перешли в другой зал. И только войдя в него, Коля увидел картину, которая сразу привлекла его внимание. Казалось, что в ней тоже присутствует страх. Изображённые на картине люди, как-то странно, как показалось мальчику, вели себя. Один сидел в кресле и смотрел на, - другого, который стоял возле стола. Коля почему-то решил, что это похоже на то, как он или его брат стоят перед отцом, когда что-нибудь натворят или напроказничают. А отец, как и человек, изображённый сидящим в кресле, сидит и сердито смотрит.
- Видно такое натворил, так чем-то провинился, что и глаз поднять не хочет. Может, боится, а может стыдно, - глядя на картину размышлял Коля, пытаясь понять что происходит. Его догадки прервал голос художника: - Видишь, и такое бывает.
- Что-то случилось, он чем-то провинился? - и Коля кивнул на образ стоящего человека.
- Да, он совершил плохой поступок, он обидел своего отца и теперь ждёт, что отец скажет.
- А почему он так поступил и где его отец?
- Отец его сидит перед ним и вот так, как ты видишь, смотрит на него.
- Так это отец и сын! - испуганно произнёс Коля, и по его лицу было видно, что он никак не может поверить в то, что сказал ему художник.
- Да, это царь Пётр 1 допрашивает царевича Алексея в Петергофе. Так и называется эта картина, которую написал Николай Николаевич Ге, - художник, которого и я, и Павел Михайлович, хорошо знаем.
- А давно это было? - спросил Коля.
- Что было? - не понял художник.
- Ну, давно царевич Алексей обидел своего отца?
- О, давно, ещё в прошлом – 18 веке.
- А как же художник Ге про это узнал и в картине изобразил – он ведь тогда не жил? - с удивлением в голосе спросил мальчик.
- Это хороший вопрос и ты молодец, что спросил меня об этом, - художник явно был доволен.
- Ты, дружок, действительно прав. Николай Николаевич Ге тогда, в 18 веке не жил и, конечно же, видеть этого не мог. Но, как мы с тобой уже говорили, у каждого художника есть что-то своё, любимое. Так вот Ге, любит изображать события из далёкого прошлого, события прошедшей истории. Он любит исторический жанр.
Ты, справедливо можешь задать мне вопрос: - Откуда же он узнал об этом, - о ссоре между Петром и сыном. И тут, нет никакой тайны. Исторические документы, книги, исследования учёных, рассказывают нам о тех или иных исторических событиях. В истории 18 века, на самом деле имел факт предательства царевичем Алексеем своего отца, царя Петра 1. Ге, об этом хорошо знал и, когда к нему пришло желание написать об этом картину – он её написал. В своём воображении он представил, как это могло происходить. Он представил самого царя и царевича, их лица, их состояние, он представил, возможно, их последнюю встречу. Он мог так поступить, потому что, как художник он имел право на творческий вымысел – то есть на ПРИ-ДУ-МЫ-ВА-НИЕ.
Последнее слово Максимов произнёс по слогам. Видимо хотел, чтобы мальчик хорошо его запомнил. Но, Коля и так хорошо его знал, потому, что,
он сам любил придумывать, рассказывая что-нибудь своему брату. Так что он тоже был знаком с творческим вымыслом.
- Значит в искусстве ТВОРЧЕСКИЙ ВЫМЫСЕЛ это хорошо? - спросил он у художника, видимо, пытаясь получить ответ на какие-то свои мысли.
- Обязательно, это даже необходимо, без этого никак нельзя. Ведь художник изучает жизнь, настоящее, подлинное, как мы говорим – натуру, а потом всё это творчески перерабатывает в своём искусстве. И вот результат – Ге творчески переработал свои знания о далёких событиях, и родилась эта картина.
- Много, видимо, пришлось ему потрудиться, - высказал предположение мальчик.
- Конечно много, - согласился Максимов, - а в искусстве легко и просто не бывает. Писать картины это труд и труд не лёгкий, а скорее даже наоборот. Ну, ещё конечно, и любить это очень надо.
А Вы, любите? - неожиданно спросил мальчик.
- Люблю, - и художник почему-то вздохнул. Коле показалось, что он начал уставать. Да и сам мальчик почувствовал усталость, ведь время уже давно перевалило за полдень.
ЛЮБИМАЯ КАРТИНА.
Коле захотелось сказать, что может быть можно пойти домой, но он стеснялся и не знал, как это сделать. Он повернул голову в ту сторону, где был выход из зала и вдруг, его сердце радостно забилось. Он увидел её – свою картину. Такую, таинственную, чем-то пугающую и вместе с тем, как ему казалось, - такую интересную. Она висела недалеко от выхода из зала.
- Я увидел её, вот она! - почти закричал Коля и быстро пошёл к картине. Он подошёл к ней, остановился и громко сказал: - Это моя любимая картина, если можно, расскажите мне о ней!
Но странно, что-то случилось с художником. Он остался стоять на месте и переводил взгляд с мальчика на картину и наоборот. И в глазах его было что-то такое, чего Коля не мог понять. Максимов продолжал стоять на месте, как будто что-то удерживало его, что-то мешало ему тронуться с места. Наконец мальчик увидел, что глаза художника наполнены радостью. Ему даже показалось, что он никогда не видел таких счастливых глаз. Художник продолжал стоять на месте и не подходил близко к картине, а Коля не понимал, что случилось и почему он не подходит и ничего не говорит.
- Это моя картина, - голос был взволнованным и радостным одновременно, и Коля даже не понял, что это был голос художника. А тот, видя, что мальчик его не понял, повторил: - Это моя картина, дружок.
- Ваша? - переспросил Коля, ещё не понимая, что происходит.
- Да, да моя, - опять услышал он голос художника.
И тут, он понял.
Картина, которая была интересной и загадочной, картина, к которой у него было столько вопросов и, о которой, он часто думал, - оказалась, написанной, его новым другом, хорошим и добрым человеком, - Василием Максимовичем Максимовым.
Художником, который уже несколько часов, знакомит его с залами галереи Третьякова. От осознания этого, Коле вдруг стало легко и хорошо. Он видел, как радуется художник, как приятно ему было узнать, что именно его картина оказалась любимой. И даже маленький страх, который охватывал мальчика всегда, когда он смотрел на неё, куда-то исчез. Остались только ожидание и нетерпение – когда же художник начнёт о ней рассказывать. Наконец Максимов подошёл к мальчику и заговорил.
- Я родился в деревне и с детства знал жизнь крестьян. Знал, как они трудятся, отдыхают, устраивают праздники. Когда я вырос и решил стать художником, я не переставал приезжать в деревню и наблюдать, как живут там люди. Однажды, мне пришлось присутствовать на крестьянской свадьбе, и я увидел там то, что потом изобразил на этой картине. В большой крестьянской избе играли свадьбу. И вдруг, внезапно, отворилась дверь, и на пороге появился старик. Он не был приглашён на свадьбу, его никто не ждал и он пришёл без приглашения. Каково же было моё удивление, когда я увидел, как испугались люди, когда он вошёл, как изменились лица жениха и невесты, как наступило ожидание чего-то тревожного и непонятного. Все чего-то испугались. Я не знал, что это был деревенский колдун - так люди о нём думали и поэтому при его появлении так испугались. В разгар веселья, когда уже начали петь песни, радоваться за жениха и невесту, вошедший человек так всё изменил, принёс с собой страх и волнение. Ничего не происходило, но все почему-то боялись. Я потом долго думал над этим, и мне захотелось написать эту картину. Я назвал её «ПРИХОД КОЛДУНА НА КРЕСТЬЯНСКУЮ СВАДЬБУ».
И вот, ты видишь её здесь. Она понравилась Третьякову и он купил её в свою галерею. Вот такая история. Я сам люблю её, потому что для меня дорого всё, что связано с жизнью крестьян, потому что это и моя жизнь, несмотря на то, что я стал художником. Мне очень приятно, что моя картина тебе понравилась, как приятно каждому художнику, когда он знает, что его картины нравятся зрителям. Значит, я не зря старался и ты – мой зритель.
Художник замолчал, а Коля думал о том, что теперь он знает, почему немножко боялся своей картины и что теперь, он не будет её бояться, а ещё он расскажет о ней своему брату и другим ребятам.
И тут они услышали голос: - Василий Максимович, Коля, где вы, закрывать пора! –
Это был голос отца, который входил в зал.
- Видимо прошло столько времени, что их даже стали искать, - подумал мальчик.
И действительно, надо было уже уходить, так как приближался вечер, и отец должен был закрывать галерею. Когда они вышли на улицу, Коля услышал слова художника, которые он говорил отцу.
- Славный у Вас сын, смышлёный, понимающий, хороший музейщик из него получится. Так приятно было с ним смотреть картины. Уж и не думал, что с таким маленьким будет интересно, а вышло вон как замечательно!
- А мне тоже с Вами понравилось, - сказал мальчик, - я теперь часто буду в галерею приходить и о картинах думать.
- Ну, вот и хорошо! - и художник заулыбался, а вместе с ним и отец. Было видно, что он радовался за сына. Коля тоже заулыбался и всем троим, было хорошо. Вдали показалась фигура Павла Михайловича Третьякова. Художник и отец пошли к нему навстречу, а маленький Коля пошёл к себе домой.
8 июля 2011года. Пискурёв Владимир.