Правила боевых действий в эпоху Первой мировой войны были полностью переписаны. Это была война машин, а не людей. Кавалерия и пехота были практически беспомощны в войне с пулемётами и отравляющими газами. Родиной танкостроения, появившегося и быстро развивавшегося в ходе Первой мировой войны, часто называют Великобританию, но мало кто знает, что первые реалистичные проекты вездеходной бронированной техники на гусеничном ходу, оснащенной артиллерийским и пулеметным вооружением, появились именно в Российской империи.
Россия в начале XX века имела в разработке очень много передовых военных орудий и машин. Единственным "но" было то, что к началу войны, начавшейся в 1914 году, эти изобретения не были приняты на вооружение. После революции до многих разработок руки так и не дошли, потому что а) не было денег, б) многие инженеры и изобретатели царской России были вынуждены покинуть страну.
Одним из самых выдающихся орудий того времени был "Царь-танк" инженера капитана Николая Лебеденко. В современном представлении назвать его танком сложно, потому как он не имел гусениц, скорее это была колёсная бронированная боевая машина... самая крупная из когда-либо построенных на сегодняшний день.
Как говорил сам Лебеденко, на мысль создания такой машины его натолкнули среднеазиатские повозки-арбы, которые благодаря колёсам большого диаметра без проблем преодолевали ухабы и канавы. По форме танк Лебеденко напоминал скорее сильно увеличенный орудийный лафет.
Спереди были два огромных спицевых колеса диаметром 9 метров. Задний же каток был гораздо меньше по размеру, всего около 1,5 метров в диаметре. Т-образный коробчатый корпус имел ширину около 12 метров и длину примерно в 17 метров. Центральная неподвижная пулеметная рубка была на высоте примерно 8 метров. Чуть ниже по бокам, в крайних точках корпуса, выступающих за передние колеса, располагалось по одному спонсону с пулеметами с каждой стороны. Предусматривалась возможность установки пушек. Под днищем в будущем планировалась ещё одна пулеметная башня.
В движение огромная машина приводилась двумя трофейными немецкими двигателями Maybach мощностью 240 л.с. каждый — это был самый мощный танк своего времени. Общий вес машины около 60 тонн, крейсерская скорость — 17 км/ч, что по тем временам было весьма недурно. Экипаж, обслуживающий машину, состоял из 15 человек.
Танк был разработан в России в 1914-1915 годах и наводил ужас одним только своим видом. Из-за своих размеров и вида его ещё называли «Нетопырь», «Мамонт», «Мастодонт», « Летучая мышь». Несмотря на огромные размеры, нетрадиционность и сложность своей машины Лебенко смог пробить дорогу для своего изобретения. Не малую роль в этом сыграла аудиенция у императора Николая II, во время которой Лебеденко подарил государю уменьшенную деревянную копию своего изобретения, приводимую в движение граммофонной пружиной.
По воспоминаниям придворных, император вместе с инженером полчаса ползали по полу, как малые дети, проверяя модель в гонках по комнате. Игрушечный танк с легкостью преодолевал ковры и взбирался на стопки из двух-трёх томов «Свода законов Российской империи».
На финансирование проекта было выделено 210 000 рублей. С протекцией самого императора дело шло быстро, уже в начале 1915 года все детали были изготовлены, а в конце весны началась скрытная сборка "Царь-танка" в лесу под Дмитровом в Московской области для испытаний. Одному только богу известно, как при тогдашнем уровне технологий и техники, доставка и сборка смогла пройти секретно.
27 августа 1915 года начались испытания. Машина была настолько огромной, что люди, стоящие на броне, казались букашками. Появись эта машина в армии к концу 1915 года, она могла бы стать мощнейшим психологическим оружием, вызвав панику врага, наводя на него страх и ужас. Как знать, возможно, применение "Царь-танка" могло бы в одночасье опрокинуть немецкий фронт и быстро завершить войну победой. Но история не знает сослагательного наклонения... "Царь-танк" так и не добрался ни до фронта, ни до производства.
Во время испытаний машина Лебеденко своими большими передними колесами ломала немаленькие березы, как щепки, однако задний каток в силу неправильного распределения веса и слишком маленьких для того веса размеров почти сразу начал тонуть и вязнуть в мягком грунте. Большие передние колёса не могли его вытащить. И это с мощными немецкими моторами, аналогов которых в России, кстати, ещё не было, их только предстояло сделать перед тем как налаживать массовое производство.
К тому же большие передние колёса были легкой мишенью для артиллерии. При попадании снаряда в центр колеса, танк тут же обездвиживался и складывался, как карточный домик.
Испытания он провалил. Настолько, что его даже не смогли вытащить и сдвинуть с места. "Царь-танк" так и остался стоять в лесу, который местные жители впоследствии назвали "лесом танка". До 1917 года танк ржавел под охраной, а после революции он ещё 6 лет стоял просто так, пока в 1923 году его не разобрали на металлолом.
Мой Телеграм и ещё несколько интересных статей: