Эту историю мне рассказала женщина уже в пенсионном возрасте. Её уже нет в живых, а то, как она жила осталось в моей памяти. Может кому-то и не понравится. Но это реальная история.
Рассказ от её имени.
Ванечку я любила с детства. Жили они по соседству с нами. Был он старше меня на три года. Весной 1941 года начали встречаться. Он такой был красивый, очень ласковый и стеснительный. Когда мы гуляли по полю, он всё за руку меня держал. А мне так хотелось от него объяснений в любви. Что делать? Оставалось ждать, когда же осмелеет. Не дождалась, началась война, любимый ушёл на фронт.
От него часто приходили письма в завёрнутом треугольничке. Вот в них он и выражал свои чувства. Очень любит, просил ни с кем не дружить, а его дождаться, чтобы нам пожениться. Только он зря беспокоился, мне кроме него никто не нужен. Он единственная моя радость в жизни, мой красавчик Ванечка.
Вернулся в 1944 году, после ранения комиссовали совсем. Хромал, но это не мешало мне его любить. Мы поженились, и он привёл меня жить в дом родителей.
Через год я сыночка Сашеньку родила, замечательного мальчика. Ваня так радовался ребёнку, носил по комнате, все приговаривал.
— Сыночек! Я твой папка.
А ещё через год у нас ещё и доченька родилась Ниночка. При родах у меня были осложнения, я больше не могла иметь детей. Ваню это не расстроило.
— Родная! Сын, дочь — это же счастье! Большего мне не надо.
Мы жили очень счастливо. Когда в доме никого не было, Ванечка брал меня на руки и носил по комнате, так любил. А я была не мелкой девушкой.
Только счастье наше недолго длилось. Сашеньке было четыре годика, Ниточке три, когда это случилось. Вечером у Ванечки скрутило живот, да так сильно, что терпеть не мог. Я испугалась и побежала в дом к родителям. Папа запряг лошадь и повёз нас в больницу в краевой центр. Ближе ничего у нас в то время не было. Приехали к утру. Я побежала в приёмный покой, позвать санитаров. Сам Ваня уже не мог встать с телеги. Санитары перенесли Ванечку сразу в операционную, как велел хирург. Муж умер на операционном столе. Это был перитонит. Врач развёл руками.
— Опоздали родимые, жалко парня, почти всю войну прошёл.
Ванечку погрузили в телегу, и мы с отцом поехали домой. Всю дорогу я выла, как раненная волчица.
На кладбище просила родителей похоронить меня с ним в одну могилу, жить без него не хотела.
Каждый день ходила на кладбище, падала на могилу и кричала, причитая, как я его люблю. Просила забрать к себе. Потом заболела, отец отвёз в ту же больницу. Были проблемы с сердцем. Оклемалась через месяц, и сама на попутке вернулась домой. Обняла детей. Сашенька уж очень на Ванечку похож. Потом пошла на кладбище и пообещала мужу, что выращу детей, достойных его.
Саше уже семь лет было, когда я встретила на своём пути мужчину в офицерской форме. У нас на хуторе я таких не встречала. Шла с кладбища, а он навстречу. Остановился, спросил.
— Чья будешь красавица?
Я, смутившись, обошла его и отправилась дальше. Он шёл за мной до самого моего дома. Я тогда жила у своих родителей.
Вечером он пришёл к нам в гости и принёс детям сладости. Только они застеснялись и ничего не взяли из его рук, хотя тогда я их ничем вкусненьким не баловала, жили скромно.
Мама выручила, сама у него приняла подарки и положила на стол перед детьми.
— Берите ребятишки, дядя добрый.
Он посидел немного и вышел, мама его проводила до ворот. Когда вернулась, объяснила.
— Это Илья, сын Маруси, что на пригорке живёт. Отец у него погиб, он после войны остался служить, нечисть добивать, только вернулся уже насовсем.
Илья приходил к нам несколько раз, только я уходила в другую комнату. Общаться не хотела. Потом мама всё же меня уговорила обратить на него внимание.
— Доченька! Родная, детей надо поднимать. Нам всем так трудно, колхоз бедный, дети недоедают, худенькие. У него хорошая работа, телефонные столбы контролирует. В крае его контора. Там он паёк и деньги за работу получает. Нравишься ему.
Я расстроилась.
— Мамочка! Да не люблю же я его! Ванечку никак не могу забыть. Не могу я Илью принять.
Мама не унималась.
— А ты через не могу, подумай о детях. Саша в школу ходит в латаной рубашонке.
Илья пришёл к нам со своей мамой свататься. Что делать? Согласилась. Только когда мы с ним вышли во двор поговорить, предупредила.
— Прости Илья, если поженимся, я тебе не смогу родить ребёнка, больше не получится. Подумай, надо ль тебе это?
Он улыбнулся.
— Всё дело в том, что я не способен иметь детей, и это уже непоправимо. Твоих любить буду.
Мы поженились. Илья забрал нас к себе домой. Только я пожалела о том дне, когда поселилась у них. Он на работе, я дома с детьми. Только вот свекрови я не приглянулась, всё время ворчит. То Саша много бегает и шумит, то Ниночка её раздражает. Вечером мужу жалуюсь. Прошу, чтобы мы к моим родителям переехали. Он обнимает и пытается успокоить.
— Потерпи родная, скоро всё изменится. Мы в городок переедем, ближе к краевому центру. Мне там землю обещают выделить. Дом построю, и будем жить отдельно.
Осуществилось это, когда Саша в пятый класс пошёл, Нина в четвёртый. Вот тогда моя душа успокоилась. Домик был маленький, две комнаты, зато во дворе свой собственный водопровод. В хуторе с водой были проблемы. Все ходили к источнику. Там со скалы из большой вмурованной трубы постоянно текла вода, все хуторяне оттуда пользовались этим подземным богатством. Да и школа близко. Раньше дети одолевали по два километра в одну сторону до ближайшей школы.
Вскоре Илья на участке заложил фундамент под строительство уже большого дома. Муж он беспокойный и заботливый. Думал обо мне и о детях. Так незаметно построил дом, и мы вселились. У детей уже были отдельные комнаты.
После попросил у руководства участок земли через улицу, напротив нашего дома. Построил дом моим родителям. Мы забрали их из хутора. Таким внимательным оказался мой муж. Я хотела, но полюбить его так и не смогла. Мешал образ Вани, который так в сердце и остался.
Через несколько лет мужу выделили ещё участок земли, но это уже через две улицы от нас. Там он построил дом и перевёз свою маму. Она тогда уже не одна была, сосед прижился, Макарыч. У него жена умерла.
Дети выросли. Саша в армию ушёл. Нина учиться уехала в большой город. Потом каждый пошёл своей дорогой, разъехались. У них свои семьи и дети. Остались мы вдвоём в большом доме.
© Copyright: Лилия Лобанова, 2020
Свидетельство о публикации №220101500768