В цифровую эпоху книги всё больше отдаляются от нашей повседневного досуга. Их занимает гаджеты и интернет. Это больше всего касается подрастающего поколения. Спасает только то, что детей приучают читать литературу в школе, и даже тут учебники заменяют ноутбуками и планшетами, потому что так удобнее и многие учебные заведения стремятся идти “в ногу со временем”.
Но не стоит забывать и про “настоящие” книги. Ведь книга - это еще и особый вид сенсорных ощущений и впечатлений (бумага, переплет, запах книги). И куда приятнее и интереснее может стать - держать в руках новый том любимого детектива или приключений Гарри Поттера. Да и вреда для глаз будет значительно меньше при чтении печатной книги.
Во время чтения художественной литературы, мы не только развиваем творческое (образное) мышление, но и запоминаем правила русского языка: пунктуацию, орфографию, сложные речевые обороты - это всё откладывается в памяти.
Так как же приучить детей читать книги, чтобы им было интересно и появлялось желание начать читать новую?
Свой личный пример
Личный пример взрослых - это основа воспитания детей в семье. Мы никогда не сможем научить кого-то делать то, чего не делаем сами, отчего нам самим скучно или мы сами не понимаем - зачем нам это?
Да, бывают исключения из правил и в совершенно не читающей семье растет ребенок книголюб. Но это редчайшее исключение. Если мы чего-то не делаем сами - как можем мы требовать это от ребенка, правда?
Аргументы вроде “больше читай и станешь самым-самым умным” или “когда вырастешь будешь лучше всех писать сочинения” - не работают. Потому, что у детей еще не сформирована физиологически область головного мозга, отвечающего за последствия и оценку своих действий в сейчас. Ребенок не может физиологически еще соотнести КАК это ему поможет в совершенно непонятном будущем. Выучить стихотворение к уроку литературы чтобы получить отличную оценку (или не получить негативную) - да, это ребенку понятно. Это короткое действие во времени и очень четкая простая цель. Но про абстрактное “потом” - это совершенно не понятно ребенку с точки зрения развития его головного мозга.
По этому не стремитесь заставить, не стремитесь укорять и читать нравоучения, а лучше увлеки ребенка чтением. Если конечно вы сами любите книги и любите читать.
Превратите чтение в игру
Человек в сознательном состоянии и зрелом возрасте может качественно и с душой идти только в тот процесс, который ему очень и очень интересен. Если не интересно - по доброй воли человек не пойдет что-то делать. Либо будет делать это дежурно, механически, лишь бы сделать и забыть. Что уж говорить о детском возрасте, когда ребенок в принципе не способен делать то, что ему искренне не интересно. В том числе и читать.
И здесь важно не только подбирать качественную литературу, которая отвечает непосредственным интересам ребенка, но и увлекательно изложенную. Очень важно, чтобы книга была написана интересно, легким понятным слогом.
А также всегда можно добавить игровой элемент в мотивацию для чтения:
- кто быстрее прочитает книгу/рассказ/сказку?
- викторины по прочитанной книге или сказке
- пересказ истории игрой в Крокодила (когда необходимо показать сюжет без слов движениями)
- можно зашифровать слово или место “клада” и собрать ключ к разгадке слова можно только прочтя полностью рассказ.
А самое интересное, что подобные игры разработаны целым отрядом педагогов и аниматоров. На просторах интернета все можно найти.
Так, чтение станет не скучной бесполезной и непонятной рутиной, а занимательным процессом.
Ритуалы, связанные с книгами
Если из раза в раз ребенок просит вас почитать одну и ту же книгу или историю, не отказывайте ему. Дело в том, что если ему нравится какая-либо история, она олицетворяет для него психологический комфорт. Такие сказки были и у нас в раннем детстве и если вы её прочтете сейчас, то вернётесь в то состояние комфорта, какое вы испытывали много лет назад. Как правило, ежедневное чтение одних и тех же книг заканчивается в 7-8 лет.
А ритуал чтения перед сном сказки или главы длинной увлекательной истории - является доброй традицией для формирования любви к чтению.
Сюда же мы можем отнести и вечера совместного чтения вслух, хотя такое событие скорее редчайшее исключение в век скоростей и мобильного интернета. Хотя я встречала несколько семей с религиозным укладом жизни, у которых есть просто замечательная традиция - читать совместно духовные книги, священное писание и, конечно же, толковать его, обсуждать и общаться на предмет прочитанного.
Прекрасной традицией может стать организация регулярных походов в книжные магазины или библиотеки, обмен книгами с друзьями или посещение литературных кафе. Атмосфера пространства играет не последнюю роль в формировании интереса к литературе.
Каждому ребенку - своя литература
Каждый жанр полезен чем-то своим. Проза способствует усвоению речевых навыков, а поэзия — развивает чувство ритма и эстетики слова. До дыр зачитанная книга создает психологический комфорт и радость души, а незнакомая книга — дает новые знания. Сказочный сюжет обогащает фантазию, способствует развитию воображения, а реалистичный сюжет — транслирует жизненный опыт. Короткий рассказ учит сжатому повествованию, а длинный — тренирует память.
Почему детям скучно и неинтересно читать то, что дают в школьной программе?
Прежде всего потому, что не всегда предлагаемая литература соотносится с возрастом детей учитывая объективные реалии нашего времени.
Ребёнок может отдавать предпочтение чему-то одному. Некоторые дети любят короткие рассказы, где есть простой сюжет: начало, скорая развязка и завершение. Другие не видят смысла знакомиться с героем короткого рассказа, потому что не готовы к быстрому расставанию с ним, они любят длинную линию сюжета (в основном сюда относятся все произведения в жанре фэнтези и приключенческие трилогии).
Татьяна Владимировна Черниговская, Доктор биологических и филологических наук, профессор в одной из своей лекции сказала знаменательную фразу: “Что бы мозг качественно работал - нужно читать сложные книги, слушать сложную музыку и смотреть сложные фильмы”.
В наш стремительный век упрощения и сокращения сложно идти этим путем. Но развитие никогда и не подразумевало легких путей. Поэтому ищем подходы и интересные игры для формирования столь полезного, ценного и сверх важного навыка, как чтения.
И так:
Любовь к чтению у детей обязательно появится, если взрослые:
- подают личный пример любви к книгам и регулярному чтению;
- поощряют самостоятельное чтение ребенка;
- выделяют время на совместное чтение или обсуждения прочитанного;
- слушают мнение ребенка и учитывают его выбор книг;
- организуют походы в магазины и библиотеки, обмен и дарение книг;
- учат заботиться о книгах.
Желание родителей вырастить читающего ребёнка естественно и объяснимо. К сожалению, так бывает, что даже в читающей семье дети не всегда любят книги. Но это не значит, что ничего нельзя изменить.
На занятиях по Скорочтению мы с детьми не только будем осваивать техники быстрого чтения, но и играть в полезные для процесса чтения игры, вникать в суть прочитанного, находить и в своей жизни истории героев, а также в обязательном порядке уделять время философско-нравственному и ценностному аспекту произведений и их авторам.
Совсем скоро откроется запись на занятия по скорочтению. Ждите анонса в группе ВК https://vk.com/marifmetica_online