После приземления пассажирские самолёты тормозят тремя способами: механизацией крыла (спойлеры), реверсом тяги двигателей и механическими тормозами шасси. Но что будет, если реверс тяги вдруг не включится? Неужели самолёт выкатится за пределы ВПП?
Итак, разберём пример конкретных учений с использованием грузового Боинга 747. Почему именно грузового? Потому что это учения, и пассажирским Боингом с людьми внутри никто не будет рисковать, чтобы отработать нештатную ситуацию.
Если вдруг командир воздушного судна понял, что реверс тяги двигателей не активируется, то принимается решение об экстренном торможении. И речь здесь идёт к сожалению не о парашюте. Потому что современные пассажирские авиалайнеры не комплектуются тормозными парашютами.
Так вот, экстренное торможение производится теми самыми механическими тормозами, которые стоят в шасси.
На кадрах можно видеть, как всё пространство вокруг шасси заволокло чёрным дымом, а сами тормозные колодки, поршни и пакеты дисков светятся красным. Что не удивительно, ведь самолёт весит более сотни тонн, у него большая кинетическая энергия, которую необходимо перевести в тепловую и рассеять по 16-и тормозным механизмам.
И после того, как самолёт полностью останавливается, командир воздушного судна тут же активирует сброс давления во всех 16-и шинах шасси.
Не секрет, что эти шины заполнены азотом, и всё это заведено на централизованную подкачку колёс. Из кабины пилотов можно мониторить давление в каждой шине.
Так вот, поскольку тормозные механизмы раскалены так, что аж светятся, происходит рассеивание тепла в том числе и на диски, а затем и на шины. И от всего этого чрезмерного нагрева шины могут просто разорваться, когда они под высоким давлением, а их куски могут повредить обшивку самолёта. Сброс давления существенно уменьшает вероятность разгерметизации шин.
И тут у многих наверняка возник вопрос: если самолёт тормозит примерно также, как и обычный автомобиль, то есть ли там ABS (антиблокировочная система тормозов)?
И ответ: да есть. Потому что если бы у самолётных шасси не было этих датчиков, то торможение происходило бы с полным заклиниванием колёс, а это бы неминуемо приводило к разрыву шин, что недопустимо.
Если посмотреть на эти тормоза вблизи, то можно увидеть тормозные поршни, которые давят на стопку из тормозных дисков. Один такой комплект стоит около $100 тыс. У 747-го Боинга всего 16 колёс, и у каждого есть такой тормозной механизм. И таким образом тормоза в круг стоят $1,6 млн.
Согласитесь, что замена таких тормозов - это гораздо дороже чем на вашем автомобиле. Так что раз уж они стоят так дорого, все хотят быть уверены, что в случае крайней необходимости они "зарешают" и отработают как надо. Именно поэтому проводятся эти учения.
Итак, возвращаемся к только что остановленному Боингу, и у нас есть спущенные шины без давления и светящиеся от нагрева тормоза. Что же происходит дальше.
Далее в дело вступает пожарный расчёт, который дежурит в крупном аэропорту. От пожарных машин отводятся рукава и производится тушение струёй воды.
И это как раз тот самый случай, когда пожарные заливают шасси водой не для того, чтобы потужить, а для того, чтобы не загорелось. Особая опасность таких перегретых частей сводится к тому, что в баках всегда есть остатки керосина. И чтобы ничего не сдетонировало, всё хорошо проливается водой.
Как правило, все эти тормоза ещё могут функционировать и выдержат с десяток экстренных торможений без какой-либо замены. Однако поскольку речь идёт об учениях, все тормоза снимаются и отправляются на изучение степени износа. Взамен снятых на Боинг ставятся новые.