Ситуация настолько быстро меняется, что многие просто не успевают адаптироваться к этим изменениям. С одной стороны технологии призваны облегчить жизнь человека, сделать ее более эффективной. С другой, количество сотовых телефонов уже превысило число людей на планете.
Большое количество возможностей формируют наши потребности, а стресс из-за невозможности получить желаемое или других проблем, толкает нас к экрану. Это является причиной развития интернет-зависимости. И для современных детей становится все большей проблемой.
Обсудим важные качества, которые необходимы каждому родителю.
- В доме , по возможности, должна присутствовать атмосфера любви и счастья. Для детей это как кислород для растений. Мы же, часто находимся в бесконечной погоне, забывая, что в данный момент ребенок просто нуждается в том, чтобы ему уделили внимание, проявили заботу.
- Родители 21 века уже другие, чем предыдущее поколение. Они умеют наслаждаться жизнью. И то, чему нужно учится всем - получать бесконечное удовольствие от своего родительствования. Необходимо изменить установку о том, что воспитание это повинность или обязанность. Да, это труд, но относитесь к этому, как к инвестиционному проекту. Причем, самому важному в своей жизни. Нужно помнить, что ребенок все вернет нам в старости, в том числе в виде боли, которую мы причинили в его детстве.
- Ценит свое время, стараясь не тратить его на неконструктивные супружеские конфликты. Проще говоря, бесконечное выяснение отношений. В современном мире все просто, если в семье нет базового ощущения счастья, то задача быстро найти выход из этой ситуации. Как правило, причиной конфликтов является различные неудовлетворенные потребности взрослых. Разберитесь в своей жизни, верните в свою душу гармонию. Мы затронем этот вопрос в теме ребенок-стабилизатор.
- Современный родитель обладает тонким чувством юмора. Часто из проблемы легче выйти, когда мы просто вместе посмеемся. Например, если ребенок никак не может переключиться с экранного времени, то простая шутка: “ну признайся, тебе ж просто лень)”. Вдоволь повеселившись, школьник с радостью переходит к другим делам. Проверено лично.
- Вовремя разрешает свои внутриличностные конфликты. Мы не будем углубляться в тему, но если ваше базовое состояние - “мне плохо”, то с психологом быстро можно разобраться и строить свою жизнь дальше. Важно понять, что эмоциональный багаж вы передаете ребенку. И с этим багажом он идет в интернет, притягивая соответствующий контент.
- Умеет признавать собственные ошибки. И перед своими детьми в том числе. Поверьте, проблема не в том, что родитель вспылил или сорвался, а в том, что вовремя не извинился. Из ошибки нужно извлечь урок и идти дальше.
- Родители 21 века способны думать, размышлять, анализировать. Подвергать критической оценке свою воспитательную модель.
- Способны работать над собой, самосовершенствоваться. Но на смену эгоцентризма приходит чувство ответственности за себя и близких мне людей, в том числе и детей.
Зрелость vs инфантильность
Думать, что простое ограничение экранного времени сформирует в вашем ребенке целостную личность - тотальный инфантилизм. Современный родитель должен формировать более ответственную позицию, основанную на собственном понимании своего участия в формировании личности своего ребенка.
Пока ребенок слушается, мы вообще на это внимание, как правило не обращаем. Сыт, одет и обут, день рождения будет - на этом мы считаем свою миссию выполненной. Но современный родитель должен осознанно с самого детского возраста формировать в ребенке то, что отличает нас от животных - личность.
Именно это является качественной характеристикой психического развития человека. И является объектом терапевтической работы на стадии сформированной интернет или игровой зависимости.
Зрелый родитель старается создать идеальную колею для движения ребенка по рельсам жизни. Для этого вкладывает усилия в развитие и формирование целостной и счастливой личности. Часто же мы просто сами тормозим развитие, взросление - закидывает путь мусором, который мешает набирать скорость с каждым годом.
Необходимо сосредоточить внимание на развитии сознания ребенка, то есть способности давать себе самоотчет в собственных действиях и поступках.
Если без внешних ограничений экранного времени ребенок ничего не способен делать, не хочет ни учиться, ни развиваться в дополнительных занятиях - в семье проблема. Зрелость родителя состоит в том, чтобы признать ситуацию и начать ее последовательно менять.
А для этого развивать самосознание или “Я”, которого нет у животных. Стараться до подросткового возраста сформировать отношение к миру, к людям, к себе, к собственной жизни. Мы будем называть это картиной мира. А заложив этот фундамент, помогать осуществлять «свободу воли» или «свободу выбора».
Как личность принимает решение? Учиться или нет, стараться или делать с неохотой? Эти решения мозг принимает на основании системы ценностей, которая формируется под влиянием взрослых и среды. Мы сосредотачиваем внимание на том, чтобы заложить фундамент, который поможет ребенку принимать правильные решения при взаимодействии с цифровой средой.
То есть с инфантильной позиции ограничения экранного времени мы сдвигаемся к задаче научить ребенка взаимодействовать с кибер средой, использовать ее в своих личных целях, а не наоборот.