Найти тему
Первые впечатления

Джон Дикон в конце эпохи The Opposition

Завершение публицистического цикла, посвященного юношеской музыке Джона Дикона. В последней статье, напомним, речь шла о записи единственного альбома школьной группы Джона Дикона Art (The Opposition), и с этого момента мы начинаем нашу новую статью сегодня (*Все наши публикации представляют собой перевод статьи из британского музыкального журнала «Record Collector» 1996 года. Для лучшего восприятия мы разделили статью на четыре части, и ссылки на них вы можете найти в конце данной работы. – Прим. пер.). Приятного прочтения.

Джон Дикон
Джон Дикон

Неизвестный

«В двух других треках, кавере на песню Бобби Хебба "Sunny" и менее известной, но очень душевной "Vehicle" (которая впоследствии принесет успех The Ides of March), принял участие вокалист, который так и не смог стать своим в The Opposition. «Какое-то время у нас был певец Алан Браун, - вспоминает Найджел Буллин. – Он, впрочем, не задержался надолго. Он был действительно хорош в своем деле. Для нас он был даже слишком хорош, я думаю. С нами он про то никогда не говорил, но мы все понимали это».

В этих двух песнях мы слышим глубокий, проникновенный голос Брауна, который звучит как нечто среднее между Томом Джонсом и молодым Ваном Моррисоном. Художественное прочтение "Vehicle" острое и энергичное, и здесь доминируют узнаваемые клавишные Ричарда Янга и мощная барабанная игра Найджела Буллина. Дейв Уильямс снова в прекрасной форме, и его гитарные риффы вновь выдают искрометное wah-wah. На сохранившейся копии диска слышен и бас Джона Дикона.

"Sunny", очевидно, движется на шаг впереди, в каких-то моментах радуя очень талантливым джазом. Это творческая аранжировка, в которой поочередно солируют Дейв и Ричард, а также (что особенно важно) на всем протяжении композиции звучат орган Хаммонда и сильный бас Джона Дикона.

«Мы записали "Sunny" для наших сценических выступлений, - говорит Найджел, - но я не помню, чтобы мы когда-нибудь играли классический джаз. Всё это очень интересно. Возможно, мы обсуждали что-то до записи в студии, но, скорее всего, это предназначалось для одной сессии. У Дейва были две гитары, шестиструнная и двенадцатиструнная. Лично мне до сих пор нравятся его риффы в "Sunny". В то время, я думаю, Ричард должен был играть на своем втором или третьем органе – тогда он был серьезно увлечен Хаммондом и Лесли».

Первый альбом свободной от амбиций Art стал для многих большим откровением. Пусть сейчас какая-нибудь школьная группа попробует бросить им вызов и придумает что-то похожее!

The Opposition
The Opposition

Сохранились лишь две копии дебютной пластинки Art: одна из них была у матери Джона Дикона, другая - у Найджела Буллина. «Я совсем забыл об этой записи, - признается Найджел. – Одна кассета, к сожалению, превратилась в пепельницу. Всё дело в том, что на одной из репетиций нам срочно потребовалось затушить сигарету Ричарда».

Хотя в то время музыканты считали диск достаточно посредственным, сейчас Найджел Буллин готов признать его значение: «Это, вероятно, первая запись Джона Дикона, если не считать тех треков, которые он записал в своей спальне на катушках, – скорее всего, все они давно исчезли. Но, зная характер Джона, всё ещё возможно!»

Последний этап группы Art начался в июне 1969 года, когда Дикон окончил школу "Beauchamp". Поскольку Джон намеревался продолжить учебу в лондонском колледже, он больше не мог играть в группе. Он отыграл свой последний концерт с Art 29 августа в очень значимом месте – клубе "Great Glen Youth and Sports Centre". А уже в октябре он переехал в Лондон, где стал изучать электронику в Техническом колледже Челси, входящем в состав Лондонского университета.

Ещё один удар был нанесен в ноябре, когда лидер группы Ричард Янг присоединился к популярному местному музыканту Стиву Фирну. «Это была группа "Blood, Sweat & Tears", - вспоминает Ричард. – И платили они гораздо больше, чем я привык. Я отсутствовал 5 дней в неделю, зарабатывая по 3 фунта за ночь. В среднем нам платили около 10 фунтов, которые мы разделяли между всеми членами группы».

Дикий

Рон Честер вскоре тоже оставил группу и все занятия музыкой. «Я ушел в начале 70-х, сразу после того, как Джон Дикон переехал в Лондон. Тогда его заменил бас-гитарист Джон Сэвидж, который выбил меня из колеи. У него были другие вкусы, и он беспощадно нас подгонял. Подход Сэвиджа полностью отличался от подхода Дикса: его, к примеру, гораздо больше интересовала финансовая сторона, чем музыка. Мы все были приятелями раньше, поэтому общались не только ради группы. Но теперь всё стало совершенно иначе».

Найджел, Ричард и Дейв начали 1970 год с новым бас-гитаристом, сменив название на "Silky Way". Они вернулись в студию "Beck's" с новым вокалистом, Биллом Гарднером, чтобы записать кавер-версию песни Free "Loosen Up", но это уже не могло спасти группу. Дейв ушел сразу после того, как упал на сцене на ударную установку Найджела. Это было на одной частной рождественской вечеринке, на которой он переборщил с выпивкой. «Я ждал, что они заберут меня (вероятно, Уильямс провел какое-то время в полиции. – Прим. пер.) на следующий день, но они так и не пришли».

Ричард и Найджел перешли в танцевальную группу Lady Jane Trio. «Это, вероятно, звучит слишком банально», - со смехом говорит Буллин. Впрочем, Найджел вскоре окончательно оставил музыку, решив сосредоточиться на работе в колледже. Ричард стал профессионалом, перейдя в кабаре "The Steve Fearn-less Brass Foundry", чтобы затем сформировать группу "Rio". Это, бесспорно, очень талантливое трио какое-то время ездило в заграничные круизы, где выступало перед публикой. В конце 70-х Ричард стал сессионным музыкантом группы Love Affair.

В Лондоне Джон Дикон однажды мельком увидел своих будущих партнеров по всемирно успешной группе: в октябре 1970 года он побывал на выступлении в Колледже управления недвижимостью (в Кенсингтоне) только что образовавшейся Queen. «Все они были одеты в черное, и освещение тоже было очень тусклым», - сказал он Джиму Дженкинсу и Джеки Ганн в книге "As It Began". «Я видел лишь четыре темные фигуры. В то время они не произвели на меня большого впечатления».

Обосновавшись в Кенсингтоне, он вместе со своим соседом по съемной квартире, гитаристом Питером Стоддартом, барабанщиком Доном Кейтером и другим гитаристом, Альбертом, образовал свободный R&B квартет. Тем не менее эта новая группа вряд ли стала большим шагом вперед в искусстве: они не писали оригинальных песен, и когда им предложили выступить 21 ноября 1970 года в колледже Челси (этот концерт оказался их единственным шоу), на разогреве у Эдди Хардина и The Idle Race, сразу выставили счет – редкий приступ саморекламы от тихого мальчика из Одби.

Во время учебы в колледже в Челси в 1971 году Джон в первый и последний раз выступил в составе квартета Deacon, который был на разогреве у Эдди Хардина
Во время учебы в колледже в Челси в 1971 году Джон в первый и последний раз выступил в составе квартета Deacon, который был на разогреве у Эдди Хардина

Несколько месяцев спустя, в начале 1971 года, на дискотеке в педагогическом колледже имени Марии Ассупты, подруга Джона, Кристин Фарнелл познакомила его с Брайаном Мэем и Роджером Тейлором. В тот момент они как раз искали нового бас-гитариста. Вскоре Джон прошел у них прослушивание в Имперском колледже. Роджер Тейлор в книге "As It Began" вспоминал свое первое впечатление от игры Джона: «Мы решили, что он великолепен. Мы так привыкли друг к другу и подумали, что, поскольку он тихий, то он легко впишется в группу без каких-либо серьезных потрясений. Он был отличным бас-гитаристом, хотя его волшебство в электронике оказалось решающим фактором!»

Как же бывшие участники Art оценивают успех Джона с Queen? «Эта новость не стала неожиданностью, - говорит Рон Честер. – Сначала мы узнали, что он присоединился к другой группе. В это было очень трудно поверить – они что, глухие? Тогда было много таких шуток. Потом мы услышали, что он получил контракт на запись, а потом, что выпустил с ними альбом. Это был постепенный прогресс. Никто, впрочем, не думал, что всё закончится так, как закончилось».

«Я не думаю, что мы ожидали успеха от кого-то из нас, - признается Найджел Буллин. – Возможно, только от Ричарда. Он первым из нас стал профессионалом. Когда Джон уехал в Лондон, он оставил всё свое оборудование здесь. Я думал, что он не хочет больше заниматься музыкой. Он никогда не говорил о своих планах продолжать. Тогда его приоритетом была учеба в колледже. Возможно, он по-настоящему заинтересовался после объявлений в "Melody Maker" о поиске бас-гитаристов».

Джон, казалось, потерял тогда и часть своего легкого диконовского стиля, который в 60-е годы впечатлял Дейва Уильямса. «Он созванивался с некоторыми группами, - продолжает Найджел, но, когда обнаруживал, что они называются по имени одного из солистов, отказывался. Тем не менее он по-прежнему ходил на прослушивания, чувствуя себя немного неуверенно от конкуренции с другими бас-гитаристами. В то время ему просто хотелось играть в приличной группе. И вот однажды он услышал, что Queen работают в студии "De Lane Lea". Он прослушал демо их первого альбома и нашел, что они звучат очень и очень хорошо».

Кабаре

В начале 1973 года Дейв Уильямс забросил карьеру в анимации и присоединился к "Highly Likely", труппе кабаре, созданной Майком Хью и продюсером Дейвом Хэдфилдом. Ему даже удалось записать с ними их негромкий хит "Whatever Happened To You (The Likely Lads Theme)". Затем "Highly Likely" записали ещё один сингл, который так и не был выпущен. Сложно сказать, что произошло, однако вскоре они резко изменили направление, превратившись в глэм-группу "Razzle", позже переименованную в The Ritz.

Дейв Уильямс: «В первые дни существования Queen, ещё до того, как они добились какого-то реального успеха, Джон сказал: "Хотел бы я быть в такой группе, как эта, которая была действительно способна отыграть несколько концертов". Спустя какое-то время он зашел к нам и показал демо. У меня тоже было демо, чем я, естественно, и похвастался. Итак, мы вначале поставили его кассету, и первой песней была "Keep Yourself Alive". Я сидел как громом поражённый. Тогда я подумал про себя: "Вот это да! Это отличный трек!" Помню, что сказал, что их гитарист похож на Ричи Блэкмора, нашего тогдашнего героя. Было очевидно, что они очень серьезно относятся к этому. Песня была просто потрясающей».

В составе Queen (1974)
В составе Queen (1974)

Ссылки на предыдущие части:

«Юность Джона Дикона»;

«Молодые годы Джона Дикона»;

«Первый диск Джона Дикона».